главная обратная связь ссылки карта сайта
» Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Урок 1. О мастерстве

Умение, искусство - такие определения слову <мастерство> предлагает толковый словарь. <Умение> предполагает набор определенных навыков, требуемых при выполнении какого-то дела. Слово «искусство» скорее характеризует уровень развития этих навыков.

Мастерство управления автомобилем можно рассматривать как комплекс умений, позволяющих искусно водить автомобиль. Безусловно, вождение автомобиля, как и любое другое дело, требует искусства. А искусство, в свою очередь, предполагает трудолюбие, творчество, критическое отношение к себе.

Если сравнивать водителей по их отношению к собственному мастерству, то можно условно разделить их на две большие группы. Представители одной из них (позволим себе назвать таких водителей идеалистами) склонны принимать желаемое за действительное. Им хочется быть отличными водителями. Стремление вполне понятное: кому же этого не хочется? Но идут они к этой цели ложным путем. Вместо того чтобы действительно стремиться повысить свою квалификацию, они наделяют себя правами аттестационной комиссии и присваивают себе самый высокий класс. И отныне начинают относиться к себе как к заслуженному мастеру, т. е. поднимают на смех каждого, кто осмелится завести разговор о недостатках в их манере вождения. Разубедить таких людей очень трудно, так как во всех неприятностях, которые с ними случаются, они обычно обвиняют только других.

Представителей другой группы водителей можно назвать реалистами за их критическое отношение к своим недостаткам. Они обладают не меньшим желанием стать отличными водителями, но понимают, что для этого надо постоянно совершенствоваться. Этим они и занимаются в меру своих знаний и возможностей.

Каков же реальный уровень мастерства у этих столь различных по самооценкам групп водителей? Об этом вполне определенно говорят результаты исследований, в которых представители каждой группы были проверены по ряду тестов, охватывающих наиболее важные навыки по управлению автомобилем.

Водители-реалисты значительно превзошли идеалистов по результатам всех тестов. Кроме того, анализ ДТП и нарушений Правил дорожного движения за предшествующие годы показал, что их количество у реалистов значительно меньше. И это не случайность. Ведь вряд ли удастся найти человека, который добился успехов без постоянного совершенствования в том деле, которое он выбрал.

Конечно, для того чтобы стать мастером своего дела, нужны еще и способности. Способности можно сравнить с фундаментом, на котором строится здание мастерства. Из чего же состоит фундамент мастерства водителя автомобиля?

Вот основные психофизиологические способности, которыми должен обладать водитель:

  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • острое зрение и слух;
  • сообразительность и способность быстро принимать важные решения;
  • способность быстро сосредоточивать и распределять внимание;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • способность к взаимодействию с большим количеством объектов и выделению из них главных;
  • ловкость, хорошая координация движений.

Для оценки уровня развития названных выше способностей разработано много различных методов. Например, чтобы оценить эмоциональную уравновешенность водителя, ему дают следующее задание: при появлении на табло специального прибора светового сигнала он должен быстро погасить его нажатием на определенную кнопку. Если же световой сигнал сопровождается звуковым, то нажимать на кнопку не следует. При небольшой частоте подачи сигналов большинство испытуемых успешно справляется с заданием. Но картина резко меняется при увеличении частоты. Опыты показали, что неуравновешенные люди в этом случае начинают делать множество ошибок, а некоторые даже впадают в панику.

Очевидно, что далеко не все водители имеют полный набор необходимых способностей. Но унывать им не следует. Многочисленные исследования показали, что отделить плохих водителей от хороших, просто сравнивая их по уровню развития каждой способности в отдельности, практически невозможно. Это говорит о том, что можно быть хорошим водителем, даже имея некоторые недостатки. Конечно, если они не ярко выражены.

Объясняется это одной очень важной особенностью, практически присущей всем людям, — саморегуляцией, т. е. способностью компенсировать присутствие одних недостатков развитием других способностей, а также возможностью тренировки слаборазвитых качеств. Для этого нужно знать не только все свои достоинства, но и все недостатки. О достоинствах люди говорить любят, с усердием ищут их у себя и находят. С недостатками дело обстоит значительно хуже. Не то чтобы искать, но и замечать их у себя большинство не желает. Поэтому тем, кто купил автомобиль, хочешь не хочешь, а придется поработать над собой в этом направлении.

Каким же образом можно компенсировать недостатки в способностях? Например, многие водители имеют не 100-процентное зрение. Это важный недостаток, но он практически устраняется ношением очков. Некоторые водители не очень хорошо слышат. Но они вполне успешно могут компенсировать этот дефект повышением зрительного внимания.

Если водитель не умеет ориентироваться и принимать решения в новой и неожиданной обстановке, то лучше всего, если он научится заранее выявлять опасные для него ситуации и избегать их, либо доведет до автоматизма требуемые ответные реакции на них.

Управление автомобилем не требует такой силы и выносливости, как, например, работа шахтера, но зато по быстроте координации движений может быть сопоставлено с игрой в футбол. Но если хороший футболист старается своими неожиданными и быстрыми движениями обвести соперника, то у водителя задача скорее противоположная. Хорошая реакция и координация нужны ему для того, чтобы вовремя среагировать на появившуюся опасность.

А что делать водителю, у которого не очень хорошая реакция? Оказывается, водитель может сократить время реагирования в 1,5–2 раза, если он приготовится к появлению опасности, научится распознавать заранее возможные изменения обстановки и отвечать на них необходимыми действиями. Если мысль водителя опережает его действия, то у него всегда в запасе будет несколько десятков метров и секунд, необходимых для избежания опасности.

В общем виде мастерство водителя можно представить как простейшую математическую формулу: знания и умения + навыки, привычки и отношение = мастерство.

Какими же знаниями должен обладать человек, решивший стать водителем автомобиля? Очевидно, что без знаний того, как трогаться, разгоняться, тормозить и пользоваться рулевым управлением, ему не обойтись. Двигаться ему придется в самых разных дорожных условиях, при этом встречаться с другими водителями, также желающими поскорее добраться до места назначения. Общие правила, позволяющие различным участникам дорожного движения достичь своих целей, не создавая при этом конфликтных ситуаций для других и для себя, можно узнать внимательно изучив Правила дорожного движения.

Но это еще не все. Дорога полна неожиданностей: водителя подстерегают внезапно возникающие неисправности его автомобиля, резкие изменения погодных условий, состояния дорожного покрытия, непредсказуемое поведение других участников движения. Как поступать в таких ситуациях? Знать это надо так же четко, как таблицу умножения.

Однако мало просто знать - надо и уметь. Поэтому второе слагаемое мастерства - это умение и навыки. Психологи разделяют их на две большие категории: сенсорные и моторные. Первая категория навыков позволяет водителю, образно говоря, читать дорогу. Правильно прочесть дорогу далеко не так просто, как, например, текст. Если вы с первого прочтения не поняли прочитанного, особой опасности в этом нет. В отношении дороги это не так. Читать и понимать ее надо сразу, второй раз это сделать уже не удастся.

Дороги, как и книги, бывают разные: сложные и простые. Понять их сразу непросто. Какие же навыки необходимы для быстрого и правильного чтения дороги?

Читая книгу, мы пользуемся определенным алгоритмом движения глаз, т. е. переводим их слева направо, вниз на одну строчку, опять слева направо и т. д. А ведь это не единственный способ. Например, японцы читают сверху вниз. Что касается дороги, то количество возможных алгоритмов для ее прочтения несравнимо больше. Ведь объекты дорожно-транспортной обстановки не располагаются по таким же определенным правилам, как слова в тексте. Поэтому первая группа навыков, необходимых водителю, связана с умением осматривать окружающую его обстановку так, чтобы затрачивать на это минимум времени, не упуская ничего важного.

Следующая группа навыков связана с пониманием динамики ситуации, т. е. скорости, ускорения, направления движения транспортных средств и пешеходов, расстояния до них, и прогнозированием возможного развития ситуации в ближайшем будущем. Эти навыки определяют точность оценки очень важной характеристики ситуации — ее опасности для водителя.

По данным исследований, одной из главных причин многих происшествий является недооценка водителем степени опасности ситуации, в которой он находится. Считая ситуацию безопасной, водитель не только не пытается устранить или уменьшить присутствующие в ней опасности, но и способствует их развитию. Например, недооценив скорость автомобиля, подъезжающего справа к нерегулируемому перекрестку, и считая ситуацию безопасной, он увеличивает скорость, намереваясь первым проехать перекресток. Когда ошибочность такого решения становится очевидной, исправить положение, скорее всего, будет уже невозможно. Причина происшествия в этом случае связана с недостаточно сформированным навыком оценки скорости и расстояния.

Но часто бывает, что опасность не видна и о ее появлении водитель может только догадываться. Из-за остановившегося автомобиля могут выйти люди, за крутым подъемом дороги может последовать крутой спуск... В таких ситуациях большую роль играет навык предвидения, позволяющий предположить, что может произойти в различных ситуациях.

Приобрести его можно по-разному: либо на собственных ошибках, либо на ошибках других. Тем более что совершено их уже более чем достаточно. Поэтому каждое происшествие не только печальное, но и поучительное событие. Его история есть история ошибок его участников. Ошибок, которые надо знать, чтобы не повторять.

Теперь о навыках второй категории — моторных. Их уровень развития определяет правильность, плавность, координацию, быстроту действий водителя, управляющего автомобилем. От того, насколько правильно и прочно сформированы эти навыки, зависят не только комфорт, экономичность, безопасность движения, но и быстрота износа автомобиля.

Казалось бы, что может быть сложного в нажатии педали тормоза или «газа», повороте рулевого колеса или переключении передач? Но одно дело просто уметь ездить на автомобиле, а другое — уметь делать это отлично, в любых ситуациях. Ведь никто не застрахован от тех случаев, когда сохранность жизни зависит от умения быстро объехать препятствие или затормозить, не задев его. Тут требуется несоизмеримо более высокий уровень навыков торможения и руления. Причем их надо не только приобрести, но и постоянно поддерживать специальными упражнениями, иначе они пропадут.

Мастерство человека, только что получившего права на управление автомобилем, требует еще долгого совершенствования. Число <недоделок> в его манере вождения не меньше, чем в только что сданном в эксплуатацию доме. Конечно, это дело поправимое, но есть в нем одна опасность. Связана она с возможностью формирования нежелательных привычек. Привычка - это образ действий, которые ввиду частого повторения человек выполняет автоматически, т. е. без сознательного контроля внимания. Когда он осваивает новое для него дело или действие, он внимательно следит за правильностью каждого своего движения. В дальнейшем, по мере увеличения количества повторений, внимание и контроль за действиями уменьшаются. Если они выполняются часто, то в конце концов становятся привычкой.

Хорошо, если действия, закрепившиеся в привычку, выполнялись в правильной последовательности и без ошибок. А если это не так?

Причины этого связаны не только с недостатками начального обучения, но и с неправильным представлением самого обучаемого о том, как надо выполнять эти действия, или частым сознательным нарушением водителем правил выполнения некоторых действий по управлению автомобилем. Например, если водитель часто нарушает какое-либо правило, соблюдение которого необходимо для безопасного движения, то нарушение и становится опасной привычкой.

Перечень опасных привычек водителей весьма велик. Это смена полосы движения без контроля обстановки сзади автомобиля и в зоне ограниченной видимости, начало маневрирования без подачи сигнала поворота, резкое торможение и другие неправильные действия водителя, которые при неблагоприятных условиях могут привести к дорожно-транспортному происшествию.

Сплошь и рядом привычкой становится грубое поведение, и не только на дороге, но и в других местах. Чаще всего обладатель плохих привычек сам за собой их не замечает. Некоторые привычки могут укорениться настолько сильно, что избавиться от них очень трудно даже при большом желании. Как трудно бросить курить человеку, делавшему это регулярно в течение нескольких лет подряд, знают многие. Поэтому лучше не допускать формирования плохих привычек и стараться приобрести как можно больше хороших. Их число не менее велико.

Сделайте для себя правилом всегда проверять положение рычага переключения передач перед пуском двигателя, установку или регулировку зеркал заднего вида перед началом поездки, включение стояночного тормоза после остановки и т. д. Впоследствии эти действия станут вашими хорошими привычками, которые позволят вам сэкономить время, деньги, а может быть, и сберечь жизнь.

Последнее слагаемое мастерства водителя — это его мотивы и отношения. Нередко виновником происшествия становится человек, обладающий умениями и навыками управления автомобилем на высоком уровне, но не считающий безопасность основным законом дороги. В своих действиях он чаще всего руководствуется такими мотивами, как желание испытать себя или свой автомобиль, сэкономить время или рискнуть просто от того, что ему это доставляет удовольствие. Обычно в своих решениях эти люди не принимают в расчет, насколько опасны таких состояния, как алкогольное опьянение, усталость или сильные эмоциональные волнения. А ведь хорошо известно, что водитель, находящийся в подобном состоянии, в несколько раз увеличивает свои шансы погибнуть!

Статистические доказательства этих печальных закономерностей получены «благодаря» именно тем, кто не хотел в них верить. Они же являются лучшим доказательством того, что настоящим мастером может быть только водитель, который в первую очередь руководствуется соображениями безопасности.

Самый высокий уровень водительского мастерства определяется способностью самому не совершать опасных поступков, но суметь не допустить опасного развития ошибок других участников дорожного движения. Приобрести и повысить свой уровень водительского мастерства вы сможете, если внимательно будете изучать наши уроки.



 далее »
Урок 2. Первичные навыки водителя
Copyright © 2009-2017. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.011 сек.