главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
− Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
• Как правильно <читать> дорогу
» Правила наблюдения в дорожных ситуациях
• Смотреть и видеть
• Прогнозирование опасности
• Почему мы недооцениваем опасность?
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Правила наблюдения в дорожных ситуациях

А теперь поговорим более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно-транспортных ситуациях: на перекрестках; вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей; когда вы вливаетесь в транспортный поток; когда вы перестраиваетесь, видите или слышите что-либо необычное.

Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево — направо — налево, затем опять направо. Такой порядок наиболее правильный при проезде нерегулируемого перекрестка. Потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь.

Повторное наблюдение слева и справа нужно вам для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро) со времени вашего предшествующего наблюдения. Если справа что-то изменилось (появилось какое-то транспортное средство), эта последняя проверка позволит вам скорректировать свои действия.

Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями. Сопоставляйте эти сигналы с расположением их транспортных средств. Ведь бывает и так, что сигнал и позиция транспортного средства противоречат друг другу. Например, водитель собрался поворачивать направо и, соответственно, готовится к повороту, изменяет расположение своего транспортного средства на проезжей части, но при этом почему-то включает сигнал левого поворота или не подает сигналов вообще.

Будьте внимательны, прежде чем предпринять что-то самому, определите наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по дорожному движению.

Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания водителями друг друга, невнимательности, поверхностного наблюдения — и даже небольшие скорости не спасают от дорожно-транспортных происшествий.

Обзор обстановки на перекрестках может быть ограничен стоящими автомобилями, зданиями, деревьями, кустарником, сугробами. В таких случаях следует снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока не улучшится видимость.

Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей. При наблюдении за дорогой всегда ищите места возможного появления людей: пешеходные переходы, примыкающие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы и выходы метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы.

Наблюдение при слиянии с транспортным потоком. Когда вы находитесь на полосе разгона и намереваетесь влиться в транспортный поток, движущийся по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркал заднего вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в зонах ограниченной видимости. Это даст вам полную информацию о происходящем вокруг вас.

В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за автомобилем, движущимся впереди вас. Главное, на чем следует сосредоточиться, — это его скорость. Если он снижает скорость, не пропустите этот момент, начинайте снижать скорость вместе с ним.

Наблюдение при перестроении. Порядок наблюдения при смене движения в принципе тот же, что и при въезде на автомагистраль. Проверяйте зоны ограниченной видимости, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться.

Особенно внимательным нужно быть при обгоне. Здесь требования к вам повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся за вами.

Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Не увлекайтесь слушанием радиоприемника, лучше «слушайте» дорогу (во всяком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, чтобы не отвлекать вас от вождения). Имейте в виду, что «плывущий» звук магнитофона или работающий с помехами радиоприемник оказывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его. Прислушайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и, может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.

Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная, она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии. Если дорога поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение невозможно. Поэтому внимательно следите за дорогой и предупреждающими знаками: они заблаговременно предупредят вас об опасности, и вы сможете к ней приготовиться.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения. Какое покрытие — цементно-бетонное или асфальтовое? В хорошем ли состоянии дорога? Нет ли ям? При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может выскочить из ваших рук.

При движении по плохому покрытию чаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем. Но не забывайте о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим, и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны. Тип и состояние покрытия надо учитывать при выборе не только скорости, но и способа наблюдения за дорожной обстановкой.

Итак, мы рассмотрели общие принципы правильного наблюдения, а теперь несколько слов о типичных проблемах начинающего водителя.

Начинающий водитель при восприятии обстановки ориентируется в основном по ее отдельным деталям и не может создать целостной картины ДТС, что ведет к постоянным пробелам в его восприятии. Он часто забывает о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля. Поэтому в начальной стадии обучения необходимо уделять этому постоянное внимание.

Совершенствование процесса восприятия ДТС у начинающего водителя выражается в том, что он начинает концентрировать свое внимание на наиболее существенных элементах обстановки, — количество движений его глаз при ее осмотре и продолжительность фиксации взгляда сокращаются. Он начинает смотреть значительно дальше вперед по ходу движения своего автомобиля.

Особая трудность для начинающих водителей заключается в том, что их ориентация в дорожном движении непосредственно связана с восприятием скорости. Обучение правильному наблюдению необходимо начинать при небольших скоростях движения, постепенно переходя к диапазону более высоких скоростей.

Опытные инструкторы используют для формирования навыков наблюдения метод вопросов. Его можно использовать как при управлении автомобилем в реальных условиях дорожного движения, так и при занятиях в классе. Вот некоторые из подобных вопросов. Что вы должны увидеть в данной ДТС? Куда необходимо направить внимание прежде всего? Чем может быть отвлечено ваше внимание?

Для водителей, имеющих определенный опыт управления автомобилем, обучение может быть ориентировано на развитие навыков наблюдения более высокого уровня. Например, навыков восприятия дорожно-транспортной обстановки в критических ДТС с целью развития умения в стрессовой обстановке за минимальное время принимать правильное решение.



« назад
Как правильно <читать> дорогу
далее »
Смотреть и видеть
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.013 сек.