главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
− Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
• Как правильно <читать> дорогу
• Правила наблюдения в дорожных ситуациях
» Смотреть и видеть
• Прогнозирование опасности
• Почему мы недооцениваем опасность?
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Смотреть и видеть

Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть не одно и то же? Подтверждением этому служит эксперимент, проведенный психологами. Группе испытуемых была показана фотография, изображавшая довольно оживленную улицу города. После чего каждого из них попросили перечислить несколько запомнившихся ему объектов или событий, изображенных на фотографии. Полученные ответы сильно различались.

Наибольшее влияние на то, что увидит человек в той или иной ситуации оказывает целевая направленность его внимания, т. е. то, какую информацию он хотел бы получить от окружающей обстановки. Для водителя основная цель наблюдения — получение информации о наиболее важных с точки зрения безопасности движения объектах и событиях дорожной обстановки.

При движении на автомобиле водитель сталкивается с большим числом самых различных объектов и событий. Но далеко не все из того, что он видит, важно для него с точки зрения безопасности движения. Поэтому надо научиться из всего потока информации быстро и правильно отбирать и анализировать наиболее важную. Отсутствие такого умения приводит к большой трате времени на обработку сведений, ценность которых с точки зрения безопасного движения очень незначительна.

Важными для водителя являются только те объекты, которые могут повлиять на движение автомобиля и стать причиной критической ситуации или ДТП. Следует отметить, что при наблюдении за дорожно-транспортной обстановкой основную роль играет зрение, а при анализе полученной в результате наблюдения информации требуются умственные навыки.

Умение анализировать — это прежде всего умение классифицировать все встречаемые объекты по определенным категориям в зависимости от их влияния на безопасность движения автомобиля. Можно выделить три основных категории объектов.

Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся препятствия (пешеходы, автомобили, велосипедисты) и препятствия, закрывающие обзор (элементы рельефа местности, строения, деревья).

Объекты информационного характера. К ним относятся дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.

Объекты, не представляющие опасности для движения автомобиля: рекламные щиты, пешеходы, идущие по тротуару, и т. д.

Дорожно-транспортная обстановка постоянно изменяется, что требует от водителя непрерывного и быстрого анализа информации. Однако, несмотря на многообразие информации, количество объектов, которые могут повлиять на возникновение ДТП в каждый конкретный момент времени движения, не так уж важно. Поэтому прежде всего надо выявить наиболее важные объекты. Затем на основе более подробного анализа определить степень важности каждого из них. Например, включение сигнала поворота стоящего автомобиля — признак того, что автомобиль может начать движение. Важность этого события высока, так как оно может привести к опасной ситуации. Предположение о начале движения стоящего автомобиля может быть проверено на основе других признаков, например, начале поворота передних колес в сторону движения и т. д. Чем больше таких признаков будет выделено, тем правильнее будет принятое решение и меньше вероятность возникновения ДТП.

Анализ обстановки может стать значительно более быстрым и точным, если научиться правильно группировать полученные сведения и рассматривать дорожную обстановку как набор объектов и событий, относящихся к определенным группам. Это, во-первых, гарантирует учет всей важной информации, во-вторых, сокращает время анализа, в-третьих, позволит более равномерно осматривать всю обстановку.

Как мы уже отмечали, все элементы дорожно-транспортной обстановки можно классифицировать по трем группам: дорожные знаки, сигналы и дорожная разметка; поведение и состояние других участников дорожного движения; дорожные условия.

Анализируя дорожно-транспортную обстановку, следует отдельно рассматривать все объекты и события, относящиеся к каждой группе, выделяя основные признаки, характерные для каждой из них. Рассмотрим их более подробно.

Дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора и дорожная разметка информируют об условиях движения на конкретном участке дороги. Они предупреждают водителя о наличии впереди поворотов, уклонов и других изменений обстановки, а также напоминают о законах дорожного движения. Поэтому анализировать их надо в первую очередь.

Другие участники движения — это транспортные средства, пешеходы, велосипедисты и т. д.

Транспортные средства существенно различаются своими характеристиками, у них разные мощность, размеры, тормозные свойства и т. д. Люди, управляющие ими, также различаются по своим способностям, физическому и эмоциональному состоянию. Водитель должен не только знать о существовании таких различий и о характере их влияния на безопасность движения, но и уметь выявлять их по определенным признакам. Ниже перечислены некоторые признаки, по которым можно судить о возможных перемещениях автомобилей и действиях водителей.

Признаки, характеризующие движение автомобиля:

  • изменения направления движения и повороты (включение сигналов поворота, расположение на дороге, на полосе, на обочине или у тротуара, направление поворота передних колес, наклон кузова и распределение груза);
  • ускорение и скорость (дым из выхлопной трубы, оседание задней части автомобиля, шум при качении шин по дороге);
  • замедление и торможение (включение сигналов торможения, наклон передней части автомобиля вниз, скрип тормозов);
  • состояние автомобиля (наличие повреждений, распределение груза, состояние стекол автомобиля, наличие на автомобиле номерного знака другой области).

Признаки, характеризующие водителя:

большое число ДТП происходит потому, что один из участников движения не видел другого, а второй, думая, что его видят, не предпринимал необходимых мер для ликвидации опасной ситуации. Поэтому очень важно уметь определять, видят ли вас другие участники ситуации. Вот некоторые признаки, по которым можно судить об отвлечении внимания водителя другого транспортного средства: водитель прикуривает; водитель разговаривает с пассажиром; водитель увидел знакомого и пытается привлечь его внимание. Мешают видимости и сильно загрязненные или глубоко тонированные стекла, отсутствие наружных зеркал заднего вида, неработающие стеклоочистители, солнце, светящее прямо в глаза, посторонние предметы, например, мягкие игрушки, находящиеся в салоне автомобиля и мешающие обзору, и др. Особого внимания требуют пешеходы и велосипедисты. Поведение этих категорий участников дорожного движения наименее предсказуемо. Надо быть очень внимательным по отношению к детям. Ребенок не может правильно оценить скорость автомобиля, навыки наблюдения за дорожной обстановкой у него развиты очень плохо.



« назад
Правила наблюдения в дорожных ситуациях
далее »
Прогнозирование опасности
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.103 сек.