главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
− Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
• Как правильно <читать> дорогу
• Правила наблюдения в дорожных ситуациях
• Смотреть и видеть
» Прогнозирование опасности
• Почему мы недооцениваем опасность?
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Прогнозирование опасности

Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожной обстановки, в которой он движется.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил с помощью наблюдения и анализа. Анализируя информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Логически процесс прогнозирования можно представить как ответы на следующие вопросы. Что может произойти в ближайшем будущем? Что произойдет с большей вероятностью? Представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность? Какова опасность ситуации в целом? Для примера рассмотрим конкретную ситуацию. Например, вы движетесь на подъеме по незнакомой дороге. Других автомобилей не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэтому вы не можете видеть ее далеко вперед. Недалеко от обочины дороги растут деревья, что еще больше ухудшает обзорность.

Что может произойти? Впереди может оказаться перекресток. На этом перекрестке может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой вы движетесь. За подъемом может начаться крутой спуск, и при движении по нему тормозной путь вашего автомобиля увеличится. Навстречу вам может выехать автомобиль, завершающий обгон.

Теперь стоит сказать о том, что такое непосредственная опасность и чем она отличается от потенциальной. Непосредственная опасность — это опасность, которая очевидна и требует немедленных действия водителя. Например, ребенок может неожиданно выбежать на дорогу прямо перед вашим автомобилем.

Потенциальная опасность — это опасность, которая может со временем стать непосредственной. Например, стоящий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги.

Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превышает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Если превышает, то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность. Водители довольно сильно различаются с точки зрения их готовности к риску, т. е. того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым. Например, водитель может осознать опасность ситуации, но, считая, что он в состоянии легко с ней справиться, вести себя так, что вероятность возникновения ДТП значительно увеличится.

Уметь предвидеть — это не только умение определять, где и какая опасность вас ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести.

Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих конфликтов.

Конфликт с транспортом, движущимся навстречу

Встречное транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает на вашу полосу

Признаки опасности: у встречного транспортного средства включен сигнал левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраивается на левую полосу; справа пересечение с примыкающей дорогой; впереди место для разворота.

Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного препятствия выезжает на полосу вашего движения

Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомобиль приближается с большой скоростью.

Встречное транспортное средство на повороте выезжает на полосу вашего движения

Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью; крутой поворот; скользкая дорога; малая ширина проезжей части. Избежать этих конфликтов заранее можно, если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоянии и выявлять первые признаки опасности.

Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу вашего движения с соседних рядов

Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу

Признаки опасности: справа несколько стоящих автомобилей, у ближайшего к вам автомобиля включены сигналы левого поворота; впереди слева перекресток, где разрешен левый поворот.

Транспортное средство, приближающееся с примыкающей справа дороги по полосе разгона, с ходу выезжает на вашу полосу движения

Признаки опасности: большой поток автомобилей, выезжающих на дорогу справа; плохая видимость обстановки на примыкающей дороге; интенсивное движение на главной дороге.

Транспортное средство, движущееся по соседней полосе слева, резко перестраивается на вашу полосу

Признаки опасности: автомобиль, движущийся сзади, начинает обгон; на полосе слева от вас возникла помеха справа; впереди съезд с дороги вправо.

Выявить и устранить эти конфликты вы сможете, если будете наблюдать за обстановкой сбоку и сзади автомобиля, заранее выявляя транспортные средства, движущиеся с большой скоростью, с включенными указателями поворота, а также помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу.

Конфликт с транспортом, движущимся впереди в попутном направлении

Движущееся впереди вас транспортное средство резко тормозит, дистанция, разделяющая вас, быстро сокращается

Признаки опасности: у едущего впереди автомобиля загорелись сигналы торможения; впереди регулируемый или нерегулируемый перекресток, далее разворачивающиеся или поворачивающие автомобили; неподвижное препятствие или другие помехи.

Для того чтобы избежать возможных конфликтов, наблюдайте за обстановкой и впередиидущими автомобилями, снижайте скорость вместе с ними, при появлении опасности, а также при приближении к опасным зонам увеличивайте дистанцию.

Конфликт с транспортом, движущимся сзади

Вы резко тормозите. Дистанция, отделяющая вас от движущегося сзади транспортного средства, быстро сокращается

Признаки опасности: высокая скорость вашего автомобиля; обстановка впереди требует значительного снижения скорости; малая дистанция до автомобиля, движущегося сзади.

Избежать такого конфликта можно, если заранее снижать скорость не резко, а плавно.

Конфликт с транспортом или пешеходом, пересекающим траекторию вашего движения под прямым углом

Транспортное средство, движущееся по пересекаемой дороге, выезжает на полосу вашего движения под прямым углом

Признаки опасности: плохая видимость обстановки на пересекаемой дороге; неисправен светофор; большая скорость приближающегося сбоку автомобиля.

Пешеход перебегает дорогу непосредственно перед вашим автомобилем

Признаки опасности: группа людей, стоящих у дороги; автомобили, стоящие у дороги (из-за них могут выйти люди).

Для того чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа и слева от дороги, по которой вы движетесь. Заранее выявляйте находящихся у дороги пешеходов и автомобили, приближающиеся с примыкающей дороги.

Сможете ли вы распознать любой из рассмотренных конфликтов на самой ранней стадии его возникновения, во многом зависит от того, насколько хорошо вы умеете оценивать пространственно-временные параметры ситуации.

Можно выделить следующие наиболее важные и часто встречаемые параметры, из которых складывается такая оценка: скорость и ускорение, дистанция, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которыми он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают результаты исследований, большинство людей делают такие оценки с недостаточной точностью. Отчасти это может быть объяснено тем, что в автомобиле человек лишается привычных для него связей, позволяющих оценивать скорость и расстояние.

При беге, езде на велосипеде, езде верхом на лошади человек может оценить скорость по величине мышечных напряжений, чувству равновесия, дыхания и т. п. При езде на автомобиле эти привычные и естественные ощущения не позволяют столь точно оценить скорость передвижения. Кроме того, человек вообще мало приспособлен к оценке таких больших скоростей, с какими движутся современные транспортные средства.

Многим водителям хорошо известно такое явление, как адаптация к скорости. При длительном движении по прямой дороге без перекрестков человек привыкает к высокой скорости и теряет способность реагировать на внезапные изменения условий движения, требующие резкого снижения скорости.

Экспериментальные данные показывают, что наименее точные оценки характерны для большинства водителей при определении скоростей движения встречного транспорта. В реальном движении это приводит к тому, что неправильно определяется то место, где произойдет разъезд со встречным автомобилем. Точка встречи обычно оценивается как середина расстояния между автомобилями. В результате ошибок в оценке скорости водитель автомобиля, движущегося с большой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель автомобиля, имеющего меньшую скорость, переоценивает это расстояние. Например, водитель, совершающий обгон, будет считать этот маневр менее опасным, чем он есть на самом деле.

УЛУЧШИТЬ ГЛАЗОМЕР можно с помощью несложных упражнений, позволяющих тренироваться без каких-либо специальных приспособлений прямо в пути.


Упражнение 1. Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий автомобиль. Определите на глаз расстояние до него в метрах.


Упражнение 2. Вам навстречу движется автомобиль. Определите, в какой точке дороги вы с ним разъедетесь.


Упражнение 3. Выезжая со второстепенной дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр. Начиная его, считайте: одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит ровно одна секунда), одна тысяча два и т. д., пока не завершите маневр. Правильна ли была ваша первоначальная оценка?


Упражнение 4. Подъехав к перекрестку, к которому справа приближается транспортное средство, определите, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со временем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении.

Подобные упражнения можно придумать и самим. Попробуйте.

Следующее, что необходимо при прогнозировании, — это умение учитывать возможные ошибки других участников движения. Конечно, нет смысла никому не доверять и исходить только из того, что другой участник в любое время может нарушить ПДД. Однако и полностью полагаться на правильность действий окружающих тоже не стоит. Ведь совершить ошибку можно не только умышленно, но и в силу различных обстоятельств, которые следует знать и учитывать. Например, стоит проверить предположение о том, что другие вас видят.

Причинами для сомнения могут быть ваше расположение в зоне ограниченной видимости или тот факт, что стекла автомобиля другого участника ситуации запотели или загрязнены, либо багаж или одежда закрывают заднее стекло автомобиля. Кроме того, он может быть занят наблюдениями за другими объектами обстановки, его внимание может быть отвлечено прикуриванием или разговором с пассажиром.

Наиболее тяжелые происшествия возникают при нарушении ПДД на перекрестках, поэтому лучше всего проверить, останавливаются ли автомобили, которые должны вас пропустить, или продолжают двигаться с той же скоростью.

К распространенным ошибкам можно отнести следующие: движение с малой дистанцией, выезд на полосу встречного движения при повороте направо, опасный обгон, неожиданный выезд со двора, смена полосы движения без видимой необходимости, резкое торможение при подъезде к перекрестку, неподача сигнала перед выполнением маневра, ложная подача сигнала. Учитывайте такие ошибки и старайтесь действовать исходя из принципа «доверяй, но проверяй».

Правильный прогноз невозможен без знания ПДД и умения применять их в конкретных ситуациях. Причем чем сложнее конкретизировать правило для данной ситуации, тем больше вероятность того, что оно будет истолковано участниками ситуации по-разному.



« назад
Смотреть и видеть
далее »
Почему мы недооцениваем опасность?
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.016 сек.