главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
− Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
• Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
» Ошибки наблюдения
• Ошибки общения
• Выбор скорости
• Торможение
• Выбор дистанции
• Выбор траектории движения
• Тесты для самопроверки
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Ошибки наблюдения

Ситуация 1. Водитель красного автомобиля подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, при этом он собирается повернуть направо (рис. 52). Впереди него движется автомобиль, водитель которого подал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там появился интервал, этот водитель начинает поворот. Водитель красного автомобиля трогается сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль.

Ошибка водителя красного автомобиля заключается в том, что он перестал наблюдать за впередиидущим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящемся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.

Причины внезапной остановки впередиидущего автомобиля могут быть вызваны следующими обстоятельствами: остановился двигатель; водитель автомобиля решил дождаться более безопасных условий для поворота; возникли помехи движению.

Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомобилей, ожидающих возможности выезда на главную дорогу, плохом освещении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.

Ситуация 2. Водитель красного автомобиля, опережая начавший движение от остановки автобус, неожиданно увидел пешехода, перебегающего дорогу в непосредственной близости от него. Чтобы избежать наезда на пешехода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем, водитель красного автомобиля стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл.

Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорость движения в такой ситуации. Причиной позднего обнаружения пешехода является то, что он не контролировал всю обстановку впереди автомобиля, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы сесть в подъезжающий к остановке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транспортных средствах, находящихся на проезжей части.

Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например, магазинов, кинотеатров и т. п.

Ситуация 3. Водитель синего автомобиля, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства.

Водитель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочине и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель красного автомобиля, не видя синий автомобиль, начинает обгон грузовика. В результате синий и красный автомобили сталкиваются.

Ошибка водителей автомобилей связана с поздним обнаружением друг друга. Наблюдение за обстановкой в непосредственной близости от своего автомобиля — характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.

Ситуация 4. Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса. Посмотрев в зеркало заднего вида, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сзади в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внимание на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Выехавший из-за автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.

Ошибка водителя в данном случае связана с отсутствием повторного наблюдения за местом возможного появления опасности. Причиной этого явилась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки.

Вероятность возникновения ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при большой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства. Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переключая внимание с одного места на другое.

Ситуация 5. Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота. Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на соседнюю левую полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении автомобилем.

Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в не просматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.

Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следующих случаях: при неправильной регулировке зеркала заднего вида; уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу; при дефиците времени и пространства, оставшихся при перестроении на левую полосу; плохом знании маршрута движения; большой плотности движения; загрязнении стекол автомобиля.

Ситуация 6. Водитель автобуса, подъехав к остановке общественного транспорта, приступил к посадке пассажиров. Автобус уже был почти заполнен пассажирами, поэтому при закрывании дверей возникли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус. Водитель подал сигнал левого поворота и тронулся с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло столкновение с автомобилем, движущимся по соседней левой полосе движения.

Ситуация 7. Водитель грузового автомобиля подъезжает к регулируемому перекрестку с намерением повернуть направо. Подав сигнал правого поворота, он останавливается в ожидании зеленого сигнала светофора. С правой стороны он оставляет небольшое пространство для того, чтобы не наехать на тротуар при повороте. Тронувшись с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль сталкивается с мотоциклом, также начавшим движение.

Ошибка водителя грузового автомобиля связана с отсутствием контроля за обстановкой справа от него. Мотоциклист, стоящий справа, попадает в зону, недоступную для обзора водителя большегрузного автомобиля, поэтому ему необходимо было это учитывать.

Вероятность возникновения ошибки повышается при совершении поворота без предварительной остановки на перекрестке, при наличии большого свободного пространства между грузовым автомобилем и правым краем дороги.



« назад
Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
далее »
Ошибки общения
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.028 сек.