главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
− Урок 9. Вождение в сложных условиях
• Вождение в сложных условиях
• Недостаточное сцепление колес с дорогой
» Управление автомобилем на скользкой дороге
• Движение по глубокому снегу, песку, грязи
• Движение по воде
• Ограниченная видимость
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Управление автомобилем на скользкой дороге

Советы перед началом движения по скользкой дороге

  • Выровняйте передние колеса.
  • Плавно нажмите педаль «газа».
  • Удерживайте педаль акселератора некоторое время в одном положении.
  • На обледенелой дороге можно что-нибудь подложить под ведущие колеса для облегчения троганья.
  • Трогайтесь медленно.

Советы при движении по скользкой дороге

  • Двигайтесь с пониженной скоростью, увеличив запас безопасности (запас безопасности — дистанция до впередиидущего автомобиля и боковой интервал) со всех сторон вашего автомобиля. Больший запас безопасности необходим в связи с тем, что на такой дороге вам нужно значительно больше места, чтобы успеть остановиться. Ранее мы говорили о необходимости соблюдения двухсекундной дистанции по отношению к лидеру. Но это относится к нормальным дорожным условиям, сухому покрытию. А если идет дождь? Чтобы быть в безопасности, удвойте дистанцию. В снег — еще раз удвойте, так что теперь получится 8 с. На обледенелой дороге, где самый длинный тормозной путь, удвойте дистанцию еще раз — получится 16 с.
  • Старайтесь сохранять скорость постоянной, пользуйтесь педалью «газа» очень осторожно, плавно, мягко. Никаких лишних движений. Снижайте скорость перед поворотами и перекрестками заблаговременно. Перекрестки, когда дорога скользкая, особенно опасны по двум причинам: существует угроза столкновения с другими транспортными средствами, водители которых, двигаясь по пересекаемому направлению, не рассчитали скорость и не справились с управлением; покрытие вблизи перекрестка может быть особенно скользким из-за постоянного торможения автомобилей.
  • На подъеме поддерживайте скорость постоянной. Нужно заблаговременно выбрать соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их на самом подъеме.
  • Проезжайте опасный участок (лед, мокрые листья, масло и т. п.), поддерживая скорость постоянной.
  • Снижение скорости на скользком покрытии необходимо, даже если проезжая часть посыпана песком. Дороги могут быть посыпаны неравномерно.

Общие правила движения по скользкой дороге

  • Снижайте скорость.
  • Увеличивайте дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам.
  • Выполняйте все действия плавно, не делайте никаких резких движений.

Поясним эти правила:

  • замедляйте движение как можно более плавно, особенно при приближении к перекресткам и поворотам;
  • по возможности старайтесь заранее выявлять на дороге опасные участки (укатанный снег, лед и т. п.), с тем чтобы успеть заблаговременно снизить скорость;
  • чтобы иметь возможность плавно замедлять движение, поддерживайте безопасную дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю;
  • если заблаговременно заметите масляное или грязное пятно на дороге и будет возможность его объехать, сделайте это. Если такой возможности нет, заранее уменьшите скорость, чтобы затем на опасном участке сохранять ее постоянной;
  • особая опасность — вода на поверхности льда: существует большая вероятность заноса автомобиля. Поэтому двигаться надо чрезвычайно плавно и осторожно — никаких резких движений;
  • если вы движетесь по скользкой дороге и вам необходимо остановиться, отнеситесь к выбору места остановки ответственно и серьезно. Выбирайте это место заблаговременно, старайтесь найти наименее скользкий участок;
  • если возникла критическая ситуация, не применяйте резкого торможения: это приведет к обратному эффекту, т. е. заносу и полной потере контроля над автомобилем. Тормозите прерывистым способом и старайтесь съехать с проезжей части, если есть такая возможность (например, в сугроб у дороги, он поможет вам остановиться и в то же время покинуть опасную зону). Лучше въехать в мягкий сугроб, чем столкнуться на проезжей части с встречным автомобилем.

На скользкой дороге нужно применять особые приемы торможения. Самый эффективный способ торможения, позволяющий сохранить контроль над автомобилем, маневренность и избежать блокировки колес, — прерывистый, т. е. «нажал — отпустил». При этом необходимые действия рулевым колесом нужно производить на этапе «отпустил», когда колеса свободно вращаются. Таким образом водитель полностью контролирует автомобиль, производит необходимые маневры и в то же время осуществляет торможение.

Если же вы тормозите резко, с полной блокировкой колес, то сразу же теряете контроль над автомобилем: ведь колеса не вращаются, автомобиль не слушается руля и мчится вперед по инерции, словно сани по скользкой поверхности дороги.

Итак, тормозите, не доводя колеса до полной блокировки, пользуйтесь прерывистым способом торможения и в тот момент, когда вы отпускаете педаль тормоза, осуществляете необходимые действия рулевым колесом. Запомните: «тормоз — руль — тормоз — руль» — самый эффективный метод остановки на скользкой поверхности в сочетании с одновременным уклонением от опасности в критической ситуации.

При этом остановочный путь на скользком покрытии, как вы помните, значительно увеличивается. Поэтому при торможении всегда надо выбирать такой участок дороги, на котором впереди много свободного места.

Обобщая наши рекомендации, напоминаем, что любое движение, которое вы делаете на скользкой дороге, должно быть более плавным, выверенным, контролируемым, чем на сухой дороге. Избегайте резких поворотов рулевого колеса, резкого торможения, резкого переключения передач. Плавное, мягкое, равномерное управление автомобилем придаст ему большую устойчивость, снизит вероятность заноса, которая всегда существует на скользком покрытии.

Как улучшить сцепление шин с дорогой

  • Использовать специальные зимние шины с шипами или цепи противоскольжения.
  • Дополнительно нагружать ведущие колеса.
  • Шины с шипами облегчают троганье с места и остановку на льду или укатанном снегу. Однако им тоже не следует слишком доверять, особенно на поворотах, тем более если они используются только на задних колесах.
  • Наилучшее сцепление обеспечивают цепи противоскольжения. При наличии цепей остановочный путь автомобиля на льду значительно уменьшается. Однако цепи требуют особой заботы.
  • Всегда нужно удостовериться в том, что цепи надеты и подогнаны правильно. Периодически их надо проверять «на торможение».
  • При наличии цепей двигаться надо медленно.
  • При движении по дороге без льда или снега цепи нужно снимать. На таком покрытии они не только бесполезны, но и вредны — могут повредить шины и дорожное покрытие.

Чтобы улучшить тяговые свойства автомобиля на скользкой дороге, можно увеличить нагрузку на ведущие колеса. Делается это так: дополнительный груз, например, песок и лопата (которые у вас должны иметься на случай устранения буксования колес, скажем, в песке, глине), располагается в багажнике над задними колесами (для автомобиля с задними ведущими колесами).

Однако перегружать автомобиль при езде по скользкой дороге не следует — это только ухудшит сцепление. Да и первый наш совет относится не столько к увеличению нагрузки, сколько к правильному расположению груза в автомобиле. А вот это действительно очень важно. Важно на любой дороге, а на скользкой в особенности. Особенно опасен незакрепленный груз.

Чего нельзя делать на скользкой дороге

  • Не перегружайте автомобиль. Это не будет способствовать лучшему сцеплению шин с дорогой.
  • Не снижайте давление в шинах с целью улучшения сцепления на скользкой дороге. Некоторые водители думают, что снижение давления якобы способствует улучшению сцепления. Это неверно. У вас просто быстро износятся шины.
  • Зимние шины с шипами или цепи противоскольжения помогают улучшить сцепление, но они не обеспечивают условий движения, равных таким, которые существуют на сухом покрытии. Поэтому не теряйте полученных за счет таких шин преимуществ, развивая большую скорость.


« назад
Недостаточное сцепление колес с дорогой
далее »
Движение по глубокому снегу, песку, грязи
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.011 сек.