главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
− Урок 2. Первичные навыки водителя
• Первичные навыки водителя
• Правила действия педалями
• Работа с органами управления автомобилем
» Подготовка к движению и троганье с места
• Остановка
• Движение задним ходом
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Подготовка к движению и троганье с места

В самом начале обучения вождению кандидат в водители обычно знакомится с автомобилем автошколы, условно говоря, готовым к эксплуатации. Будущему водителю не обязательно следить за техническим состоянием автомобиля - за него это сделают штатные механики и инструктор. Совсем иначе приходится действовать при покупке и начале эксплуатации автомобиля собственного. Поневоле приходится осваивать <матчасть>: регулярно проверять уровни масла и охлаждающей жидкости, следить за давлением воздуха в шинах, зарядкой аккумуляторной батареи и др. Нередко начинающий водитель, особенно владелец подержанного автомобиля, вынужден с первых шагов за рулем постигать тайны ремонта, премудрости пуска и вождения автомобиля, не совсем, скажем так, исправного.

Казалось бы, неплохо посвятить начинающего хотя бы в азы устройства автомобиля - но слишком уж много придется рассказывать, ведь мир автомобилей, пусть не в такой степени, как мир людей, но все же весьма разнообразен. Не говоря уже о том, что чуть ли не каждый автомобиль имеет свой, особенный, <характер>, а порой и настоящий <норов>. По-хорошему, такого быть не должно, но, видимо, так устроен мир.

Поэтому поговорим сразу о том, что объединяет автомобили и их водителей. Приемы вождения, в частности процесс троганья с места, одинаковы для водителей практически независимо от того, за рулем какого автомобиля они находятся: дорогого или дешевого, большого или маленького, нового или подержанного. Для тех, кто может заподозрить нас в <уравнивании> конструкций автомобилей, имеющих, к примеру, разные типы привода, оговоримся, что их различия становятся заметны только в экстремальных ситуациях, о которых мы ниже поговорим отдельно. В нормальных условиях повседневного движения все автомобили равны в правах. В противном случае владельцы передне-, задне- и полноприводных автомобилей вынуждены были бы учиться в разных автошколах.

Итак, займем место за рулем некоего усредненного и полностью исправного автомобиля с механической коробкой передач. Подготовимся к поездке.

Последовательность действий водителя перед «стартом»

  • Сев за руль, сразу же займите удобное и правильное положение. Проверьте регулировку сиденья, рулевого колеса, зеркал заднего вида;
  • проверьте, включен ли стояночный тормоз. Если нет, включите его;
  • проверьте, находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении. Если нет, переведите его в нейтральное положение;
  • включите зажигание и практически сразу — стартер. Двигатель должен пуститься;
  • при низких температурах зимой для облегчения пуска рекомендуется нажать до упора педаль сцепления независимо от положения рычага переключения передач. Это облегчит пуск двигателя. Можно сделать это и в любую другую погоду, чтобы «подстраховать» себя от случайного рывка автомобиля при пуске двигателя, который произойдет, если вы забыли выключить передачу;
  • после того как двигатель заработал, еще раз проверьте положение рычага переключения передач (оно должно быть нейтральным) и плавно отпустите педаль сцепления.
На автомобиле с автоматической коробкой передач:
  • включите (если выключен) стояночный тормоз;
  • переведите селектор АКП в положение Р (паркинг, стоянка) или N (нейтральное). Впрочем, в большинстве случаев при ином положении селектора двигатель не пустится;
  • включите зажигание и стартер — двигатель должен пуститься.

Наш автомобиль готов начать движение. Но следует помнить, что двигатель должен прогреться, особенно если он был пущен после остановки более чем на 2–3 часа.

Рабочая температура охлаждающей жидкости двигателя составляет 90 градусов, поэтому даже в летнюю жару остановленный на несколько часов двигатель полностью остывает. Начинать движение рекомендуется только после того, как охлаждающая жидкость прогреется хотя бы до 40–50 градусов (стрелка на указателе ее температуры достигнет первого деления шкалы). В противном случае, особенно на автомобилях, оснащенных системой питания с карбюратором, двигатель будет дергаться, внезапно останавливаться, не развивать полной мощности, и езда будет некомфортной.

При необходимости остановки двигателя, особенно после поездки, дайте ему немного (1–2 мин) поработать на холостом ходу.

Мы привели самые общие рекомендации по пуску автомобильного двигателя. Однако руководство по эксплуатации вашего автомобиля может содержать дополнительные, иногда важные сведения на этот счет, поэтому рекомендуем вам обязательно прочесть его.

Последовательность действий водителя при троганьи с места

  • Проверьте, включен ли стояночный тормоз и находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении;
  • пустите и прогрейте двигатель;
  • убедитесь в отсутствии помех для движения, посмотрев вперед и через зеркала заднего вида — вправо, влево и назад;
  • включите указатель левого поворота;
  • нажмите до упора педаль сцепления (выключите сцепление) и включите первую передачу. Если у вас возникли затруднения при включении передачи, верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления и нажмите ее еще раз, после чего снова попытайтесь включить первую передачу;

ВНИМАНИЕ! Педаль сцепления при переключении передач всегда следует нажимать до упора.

  • выключите стояночный тормоз и перенесите правую руку на рулевое колесо;
  • еще раз убедитесь в отсутствии помех для движения и начинайте постепенно отпускать педаль сцепления, выбирая ее свободный ход. Помните, что ваш взгляд должен быть направлен на дорогу, а не на органы управления автомобилем, которые вы должны научиться чувствовать с помощью только мышечных ощущений. Плавно отпуская педаль сцепления, прислушивайтесь к тому, как работает двигатель. Если частота вращения коленчатого вала двигателя начинает падать, значит, вы достигли момента «схватывания» сцепления. Постарайтесь как можно точнее запомнить положение педали сцепления в момент «схватывания». В этот момент надо слегка задержать ногу на педали сцепления и увеличить подачу топлива, плавно нажимая педаль «газа». Автомобиль тронется с места. Продолжая увеличивать подачу топлива (нажимать педаль «газа»), плавно отпускайте педаль сцепления.

ВНИМАНИЕ! Увеличивать подачу топлива необходимо в момент «схватывания» сцепления.

Процесс троганья с места не столь прост, как кажется на первый взгляд. Напротив, это одна из наиболее трудных задач для новичка. Если вы справились с ней, считайте, что вы уже «поехали»: остальное будет даваться много проще. Но так бывает крайне редко. Представьте, что неподготовленному человеку приходится на несколько секунд скоординировать действия обеих рук и ног, причем каждая из конечностей должна выполнить операцию, отличную от тех, что выполняют три других! Итак, левая нога движется «на себя», постепенно отпуская педаль сцепления. Правая движется ей «навстречу», нажимая педаль «газа». Правая рука, проконтролировав включение первой передачи, движется к рулевому колесу, в то время как левая рука это самое колесо удерживает, одновременно «следя» за подрулевым переключателем указателя поворота, который необходимо не только вовремя включить, но и не забыть выключить. По сути, несколько мгновений водитель работает как человек-оркестр!

Интересно, что во всем этом многообразии движений практически не принимает участия… голова. Да-да, не улыбайтесь! Если бы водитель обдумывал каждое из своих действий, движение на дорогах вскоре было бы просто парализовано. В том-то и дело, что многие приемы управления автомобилем довольно быстро переходят в разряд автоматических. Через какое-то время, проведенное за рулем, вы заметите, что вам уже не нужно для включения необходимой передачи искать глазами рычаг коробки передач — рука справится с этим сама. Аналогично и левая нога приучится успевать нажать педаль сцепления до упора, прежде чем правая рука коснется рычага. А левая рука будет щелкать указателем поворота, едва у вас в мозгу сформируется мысль о необходимости выполнить поворот или перестроение. И вслед за каждым таким «щелчком» вы автоматически будете переводить взгляд на зеркало заднего вида или оборачиваться, если обзор вам покажется недостаточным. Но пока вы только учитесь трогаться с места, вам поневоле придется обдумывать каждое из своих действий, более того — каждый нюанс любого необходимого действия.

Итак, основные ошибки новичка при троганьи с места таковы. Автомобиль дергается и останавливается, упорно не желая двинуться вперед? Значит, вы недостаточно сильно нажимаете педаль «газа» или слишком рано отпускаете педаль сцепления. Автомобиль срывается с места, как ошпаренный? Вы слишком сильно нажимаете педаль газа. При слишком позднем отпускании педали сцепления автомобиль трогается с места, но разгоняется медленно, неохотно, а через несколько минут езды в таком режиме в салоне появляется неприятный запах, означающий, что накладки ведомого диска сцепления приказали долго жить. Но эта ошибка все же наименьшая: старт с места с пробуксовкой сцепления получается наиболее плавным и наиболее часто удается новичку. Главное — приучиться отпускать педаль сцепления, когда автомобиль тронулся с места.

Методика работы над ошибками проста и бесхитростна: более тщательная координация взаимодействия рук и ног и практика, практика и еще раз практика. Постепенно научитесь, ведь как-то справляются же с этим миллионы водителей. Если бы это было невозможно, мы бы до сих пор ездили в телегах и верхом.

На автомобилях с автоматической коробкой передач троганье с места проще: водителю достаточно лишь перевести селектор в положение D или любое другое, означающее «движение», и начать плавно нажимать педаль «газа». Не забудьте при этом выключить стояночный тормоз и включить указатель поворота, который предупредит других водителей о том, что вы начинаете (или намерены начать) движение.

После того как вы все же тронулись с места и совершили первую, пусть короткую, поездку, автомобиль необходимо остановить. Для этого:

  • включите указатель правого поворота;
  • отпустите педаль «газа» и перенесите правую ногу на педаль тормоза. Плавно нажимая педаль тормоза, снизьте скорость движения автомобиля, но не останавливайте его;
  • левой ногой нажмите до упора педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • продолжайте плавно нажимать педаль тормоза, пока автомобиль не остановится;
  • отпустите педаль сцепления и включите стояночный тормоз;
  • выключите указатель поворота;
  • выключите двигатель.

На автомобиле с автоматической коробкой передач достаточно плавно отпустить педаль «газа», перенести правую ногу на педаль тормоза и, плавно нажимая ее, остановить автомобиль, а затем перевести селектор в положение N или Р и выключить двигатель. Включение стояночного тормоза также никто не отменял.

Приучите себя перед остановкой автомобиля непременно смотреть в зеркала заднего вида. Это поможет вам избежать попутного столкновения. Ведь пока вы только учитесь, вы думаете, прежде всего, о себе, своих действиях за рулем и своем автомобиле. А на дороге нельзя не думать о других участниках движения. Для них ваши действия могут оказаться непредвиденными, тем более что поначалу они неуклюжи и противоречивы.

Новички нередко забывают вовремя включать указатели поворота, резко тормозят и останавливаются, перед маневрами надолго задумываются или, наоборот, перестраиваются и поворачивают внезапно и «грубо», причем лишь потому, что начинающий водитель попросту забыл посмотреть в зеркало. Все это может привести к неприятным последствиям, в том числе к дорожно-транспортному происшествию. При этом никто и не подумает списать случившееся на неопытность новичка: выехав на дорогу, он становится таким же полноправным участником движения, как любой другой водитель. Соответственно, и спрос с него такой же.

Последовательность действий водителя при переключении передач

  • Тронувшись с места, увеличьте подачу топлива и наберите скорость приблизительно 20 км/ч. Нажимайте педаль «газа» плавно. Резкое нажатие приводит к пробуксовке (проскальзыванию) колес даже на сухой дороге и повышенному износу шин. Держите правую ногу на педали «газа» так, чтобы нога упиралась в пол каблуком, а ее мысок был слегка сдвинут вправо;

ВНИМАНИЕ! Когда вы нажимаете педаль сцепления, педаль «газа» должна быть отпущена.

  • снимите правую ногу с педали «газа» и одновременно быстро нажмите до упора педаль сцепления;
  • переведите рычаг переключения передач из положения первой передачи в положение второй, задержав рычаг примерно на 1 с в нейтральном положении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выравнивание частоты вращения шестерен в коробке передач;
  • плавно, но быстро отпустите педаль сцепления и одновременно увеличьте подачу топлива, нажимая педаль «газа». Автомобиль продолжит движение на второй передаче, и у вас появится возможность набрать более высокую скорость;
  • переход на последующие передачи осуществляется с той же последовательностью действий. При этом, чем выше включаемая передача, тем быстрее можно отпускать педаль сцепления.

Еще лучше, если в комбинации приборов автомобиля присутствует тахометр. Оптимальный диапазон частот вращения коленчатого вала двигателя при смене передач — 2 500–3 500 мин–1. Для более интенсивного разгона можно «раскручивать» двигатель и дальше — до 4 000–5 000 мин–1, однако «укладывать» стрелку прибора в красную зону шкалы не рекомендуется. Троганье с места, напротив, происходит при низких частотах вращения коленчатого вала: 1 500–1 700 мин–1. Минимальная же частота, на которой двигатель еще «работоспособен», составляет около 750–800 мин–1. В таком режиме двигатель может работать только на холостом ходу.

Автоматическая коробка «освобождает» водителя от необходимости выбора передач: она выбирает их самостоятельно, при этом переключение на более высокие передачи происходит по мере нажатия водителем педали «газа» и достижения двигателем некоей определенной частоты вращения коленчатого вала, зависящей от настроек «автомата». С одной стороны, это упрощает процесс управления автомобилем, с другой — лишает водителя права самостоятельно «распоряжаться» передачами в зависимости от условий движения. Впрочем, современные «автоматы» позволяют водителю в случае необходимости перейти на «спортивный» (для интенсивного разгона) или «зимний» (для езды в трудных условиях) режим, а также «разрешить» коробке переключение только до 3-й, 2-й или 1-й передачи. Наиболее совершенные автоматические коробки имеют режим ручного переключения передач.

При движении на подъем или в других ситуациях, когда на автомобиль действуют дополнительные силы сопротивления, для переключения передач надо выбирать верхний предел указанного диапазона скоростей. На спусках, наоборот, выбирайте нижний предел.

Переключать передачи надо уверенным движением, но без усилий, нажимая педаль сцепления до упора. Помните, что при движении не рекомендуется держать ногу на педали сцепления, а также продолжительное время держать сцепление выключенным, т. е. нажимать педаль сцепления (например, при ожидании возможности выехать на перекресток). Это приводит к повышенному износу деталей механизма сцепления.

Последовательность действий водителя при нисходящем переключении передач

  • Отпустите педаль «газа». При необходимости можно использовать педаль тормоза для снижения скорости автомобиля до верхнего предела диапазона минимальных скоростей, соответствующего включаемой передаче;
  • нажмите педаль сцепления до упора;
  • быстро переведите рычаг переключения передач в положение, соответствующее включаемой передаче, без задержки в нейтральном положении. Плавно отпускайте педаль сцепления и увеличивайте подачу топлива нажатием педали «газа».

При понижении передач не обязательно строго «перебирать» их одну за другой. Можно после движения на четвертой или пятой передаче, достаточно снизив скорость, перейти на вторую или третью передачу. В этих случаях рекомендуется использовать перегазовку.

Выполняется она так:

  • отпустите педаль «газа»;
  • нажмите до упора педаль сцепления;
  • переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение,
  • отпустите педаль сцепления;
  • кратковременно нажмите педаль «газа» и быстро отпустите ее. Чем больше перепад скоростей, тем сильнее должно быть нажатие педали «газа»;
  • быстро нажмите педаль сцепления и включите нужную передачу;
  • отпустите педаль сцепления. Автомобиль продолжит движение на выбранной вами передаче, а перегазовка позволит включить ее легче.

ВНИМАНИЕ! Чем ниже включаемая передача, тем плавнее надо отпускать педаль сцепления. Резкое включение сцепления может вызвать занос автомобиля при движении на скользком покрытии.

Снизить скорость движения автомобиля можно следующими способами

  • Торможение двигателем. Для этого надо просто убрать ногу с педали газа. Чем более низкая передача включена, тем интенсивнее будет торможение автомобиля двигателем. Если вы хотите получить более существенное снижение скорости при торможении двигателем, переключайте передачи в нисходящем порядке. Такой способ снижения скорости применяется при движении по скользкой дороге;
  • торможение с помощью педали тормоза;
  • торможение двигателем и педалью тормоза.

При торможении двигателем вероятность заноса автомобиля значительно меньше, чем при торможении педалью тормоза, однако и скорость замедления автомобиля значительно меньше.

Оптимальным вариантом является сочетание торможения двигателем и педалью тормоза, т. е. комбинированный способ.

При любом способе торможение должно быть по возможности плавным, при чем, чем хуже сцепление колес с дорогой, тем более плавным должно быть торможение.

Резкое торможение, вызванное нажатием педали тормоза или резким отпусканием педали сцепления при переходе на пониженную передачу, может вызвать блокировку, т. е. полное затормаживание колес, которые в этом случае начинают скользить по дороге (происходит так называемое торможение на юз). В этом случае путь, который проходит автомобиль до полной остановки, сильно увеличивается.

Поэтому правильное торможение — это торможение без блокировки колес, при котором воздействовать на педаль тормоза надо плавными короткими нажатиями: нажал плавно — отпустил быстро.

На крутых спусках или при движении по очень скользкой дороге можно применить торможение двигателем с последовательным переключением передач в нисходящем порядке. Техника его выполнения та же, что и при переходе с высшей передачи на низшую с перегазовкой. При этом после включения очередной низшей передачи педаль сцепления отпускают очень плавно, а педаль «газа» не нажимают.

При экстренном торможении, когда надо очень быстро остановить автомобиль, следует упереться левой ногой в пол автомобиля, а правой резко нажать педаль тормоза до полной блокировки колес. Если есть возможность, лучше выключить передачу, если нет - не тратить на это времени. Как только колеса заблокируются, надо отпустить педаль тормоза, а затем опять нажать и так до полной остановки автомобиля.

При комбинированном способе торможения надо перенести правую ногу с педали <газа> на педаль тормоза и плавно нажимать ее, не переводя при этом рычаг переключения передач в нейтральное положение. Работая педалью тормоза, вы снижаете скорость до нужной величины. Если надо затормозить до полной остановки, то при снижении скорости автомобиля до 20-25 км/ч нажмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, после чего отпустите педаль сцепления и тормозите педалью тормоза до полной остановки автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Резкое торможение всегда опасно, поэтому старайтесь заранее обнаружить опасность.

Если вы, поздно заметив яму на дороге, не можете объехать ее, то перед съездом в яму надо отпустить педаль тормоза, чтобы уберечь от резкого удара переднюю подвеску.



« назад
Работа с органами управления автомобилем
далее »
Остановка
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.02 сек.