главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
− Урок 11. Первые шаги к самопознанию
» Учитывайте психофизиологические особенности
• Познать самого себя
• Как избавиться от отрицательных эмоций
• О пользе ремней безопасности
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Учитывайте психофизиологические особенности

Психофизиологические особенности заложены в каждом из нас от рождения, и изменить их трудно, а некоторые невозможно. Но знать их необходимо, хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи или неуспехи в освоении водительского мастерства.

Вы прошли медкомиссию и имеете медицинскую справку, разрешающую управлять транспортным средством определенной категории. Это значит, что у вас нет каких-либо значительных отклонений, не позволяющих водить автомобиль. Но это совсем не говорит об отсутствии некоторых недостатков, которые могут повлиять на вашу безопасность. Они есть у каждого, и их надо хорошо знать.

Результаты исследования, проведенного в США, показали, что, когда водителей, неоднократно попадавших в ДТП, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Зная свои недостатки, вы сможете компенсировать их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях. Какие же психофизиологические недостатки, влияющие на безопасность управления автомобилем, наиболее распространены?

90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому знать особенности своего зрения очень важно. По данным американской оптической ассоциации, по меньшей мере, 33% водителей имеют опасные дефекты зрения и не знают об этом. А знаете ли их вы?

Какова острота вашего зрения? Если у вас не 100-процентное зрение, необходимо управлять автомобилем только в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не ленитесь хотя бы раз в год проверять остроту зрения и, если необходимо, менять очки.

Хорошо ли вы видите ночью? Есть люди, которые днем видят отлично, а ночью при плохом освещении значительно хуже. Таким лучше ограничить ночные поездки либо обратиться к окулисту за более подробной консультацией.

Ваши адаптационные способности. Для восстановления способности видеть обстановку после ослепления фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7–8 с. Если это время больше, то вам лучше избегать ночного вождения, особенно на плохо освещенных участках, где возможно ослепление встречным транспортом. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты.

Боковое зрение. Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку от вашего автомобиля, очень важна. Особенно при движении в городе, где опасность часто появляется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову прямо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно следующим образом. Встаньте, держа голову прямо и глядя на любой объект, находящийся метрах в десяти прямо впереди вас. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением, «замрите» и определите угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Если он более 200, у вас плохое боковое зрение.

Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение. Они могут видеть только в пределах угла не более 400. Эти чрезвычайно опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля остается вне зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при проезде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечения дорог, места, где пешеходы переходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за местами, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не краем глаза.

Слух нужен водителю для того, чтобы вовремя отреагировать на опасность, которую трудно увидеть, например, предупреждающий об опасности звуковой сигнал, звук мотора и шин обгоняющего автомобиля, сирену скорой помощи, скрип тормозов. Человек с нормальным слухом может слышать слова, сказанные обычным голосом на расстоянии 6 м. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать его за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радиоприемник или магнитолу.

Время двигательной реакции важное, но далеко не самое главное, как многие считают, качество водителя. Нередко люди с отличной реакцией попадают в происшествия чаще других. Из-за того что сначала делают, а потом думают. Поэтому, если у вас не очень хорошее время реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать недостаток за счет умения прогнозировать и распознавать опасность, а также четко отработанных навыков управления автомобилем в критических ситуациях.

Тест на определение времени реакции. Возьмите полоску картона длиной 12 см, шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы — поймать пальцами. Если не успели, значит, не стоит обольщаться в отношении своей реакции.

Результаты исследований причин ДТП, связанных с психофизиологическими особенностями, показали, что влияние некоторых из них на надежность водителя явно переоценивается. В то время как о других, более значимых, качествах большинство водителей даже не знает. Например, неспособность различать цвета, или, другими словами, дальтонизм. К этому качеству претендента на управление любым видом наземного транспорта обычно предъявляются достаточно строгие требования. Однако при изучении ДТП с водителями-дальтониками не было обнаружено никакой связи между причинами ДТП и нарушением способности различать цвета. Это, конечно, не означает, что с дальтоником не может случиться происшествие из-за неспособности различить сигналы светофора, но, по-видимому, вероятность такого события невелика.

Объясняется этот, на первый взгляд, странный факт тем, что, приближаясь к перекрестку, можно следить за движением других транспортных средств и таким образом определить режим работы светофора. Водители, постоянно пользующиеся этим способом, добиваются очень высокой точности оценки.

Особенность зрения, о которой большинство водителей не знает и поэтому не может компенсировать ее опасное влияние при вождении — преимущественное использование правого или левого глаза. Напрашивается предположение, что доминирующим становится тот глаз, который лучше видит. Однако это не так. В ряде случаев и слабый глаз тоже может быть доминирующим.

На первый взгляд кажется, что эта особенность зрения не должна оказывать существенного влияния на безопасность управления автомобилем. Но это мнение ошибочно. Эта особенность зрения приобретает значимость еще и потому, что большинство людей не знают о наличии у них доминирующего глаза.

При доминировании одного глаза водитель хорошо видит обстановку, находящуюся со стороны доминирующего глаза, и значительно хуже то, что происходит с другой стороны. Поэтому, например, человек, у которого доминирует левый глаз, может не заметить транспортное средство, подъезжающее справа.

Чтобы определить доминирующий глаз, можно использовать очень простой тест. Обе руки вытяните перед собой, большим и указательным пальцами зажмите кольцо и, глядя сквозь него, находите и фиксируйте какой-нибудь объект (например, спичечный коробок), так чтобы он был виден строго в центре кольца. После этого закрываете сначала один, а затем второй глаз и отмечаете, при каком закрытом глазе объект больше смещается в сторону от центра кольца. Противоположный ему глаз и является доминирующим.

Для компенсации этой особенности зрения при управлении автомобилем с особой внимательностью надо осматривать обстановку со стороны, противоположной доминирующему глазу, при этом не ограничиваться простым смещением глаз, а повернуть голову, особенно при проезде перекрестков.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять целиком всю ситуацию, в которой он находится. Поэтому он вынужден рассматривать ее по частям, при этом, учитывая особенности и возможности своего зрительного аппарата, применять такую последовательность осмотра, которая позволит ему получить максимум важной информации за минимум времени. Какие же особенности зрения имеют с этой точки зрения наибольшее значение?

Известно, что область максимальной остроты зрения ограничена. Наиболее четко человек видит объекты, находящиеся в пределах конуса с углом 30°. Достаточно хорошо видны объекты и в пределах большего конуса с углом порядка 10° – 200°. С помощью бокового зрения, область видимости для которого равна 160° – 180°, объекты могут быть только обнаружены, но не опознаны. Чтобы опознать объект, находящийся сбоку, понять характер его движения, необходим перевод взгляда, в течение которого человек практически не воспринимает окружающую обстановку. Объясняется это тем, что зрительное восприятие возможно только при фиксации взгляда. Известно, например, что для перевода взгляда с крайней левой области видимости на крайнюю правую и фиксацию взгляда на рассматриваемом объекте требуется время от 1 до 1,5 с. Ночью или в плохих условиях освещенности это время увеличивается.

Особенностью зрения, неизвестной большинству водителей, является непроизвольное моргание глаз, происходящее при одновременном и быстром перемещении головы и глаз человека. Связано это с тем, что в момент моргания наш мозг отключается для отдыха. Обычно человек не замечает моргания, так как оно происходит непроизвольно. При этом часть пространства может остаться непросмотренной. Для примера приведем ситуацию, возникающую при совершении поворота. Водитель, собирающийся повернуть налево, должен быстро перевести свой взгляд со встречного транспортного потока (когда он обнаружит достаточный для проезда разрыв в потоке) на область слева в направлении своего движения при выполнении поворота. При этом необходимо быстро просмотреть большую область обстановки, во время чего его взор блокируется непроизвольным морганием век.

Четкое восприятие — основа правильной оценки и прогнозирования возможного развития ситуации. Психофизиологической основой оценки ситуации являются качества, позволяющие человеку определять изменения пространственно-временных параметров. К ним относятся способности к оценке скорости, дистанции, направления движения, изменение расстояния до объектов. Обычно различают два вида движения: радиальное, т. е. удаление или приближение к наблюдателю, и тангенциальное, перпендикулярное лучу зрения.

Способности, которыми обладает большинство людей, позволяют достаточно точно оценивать скорость и расстояние до объектов, перемещающихся в тангенциальном направлении. Значительно хуже способности к оценке расстояния и скорости до объектов, движущихся в радиальном направлении, например, лидирующих автомобилей.

Экспериментальные данные показывают, что наибольшая точность характерна для оценок направления движения. Можно предположить, что пространственно-временные параметры дорожно-транспортной обстановки водитель оценивает комплексно, отмечая при этом два основных параметра (имеющиеся у него время и свободное пространство на дороге) и сопоставляя их со временем и пространством, необходимым для безопасного выполнения предпринимаемого маневра.

Мы рассмотрели некоторые психофизиологические особенности человека, определяющие успешность вождения автомобиля. Более полный набор тестов приводится в уроке 14. С их помощью постарайтесь выявить, какие психофизиологические особенности и недостатки характерны для вас. Учитывайте это при управлении автомобилем, стараясь компенсировать их более осторожным вождением и выработкой определенного стиля поведения в неблагоприятных для вас ситуациях.



« назад
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
далее »
Познать самого себя
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.02 сек.