главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
− Урок 11. Первые шаги к самопознанию
• Учитывайте психофизиологические особенности
» Познать самого себя
• Как избавиться от отрицательных эмоций
• О пользе ремней безопасности
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Познать самого себя

В поведении человека при управлении автомобилем и в обычной его жизни много общего. Это показывают и результаты исследований, и просто житейские наблюдения. Действительно, человек управляет автомобилем согласно выработанной у него системе мировоззрения, включающей и особенности характера человека, и отношение к другим людям, себе, автомобилю, и еще многое другое. Существенное влияние оказывает на стиль вождения и состояние, в котором в данный момент находится водитель.

Бельгийские исследователи предложили три шкалы оценки личностных качеств водителя. Первая шкала имеет два противоположных полюса: «реализм» и «эгоцентризм». Характер поведения эгоцентричного водителя во многом зависит от того, какие намерения и суждения приписывает он другим участникам движения. Обычно он считает, что другие угрожают ему, и поэтому сам ведет себя агрессивно, стараясь таким образом запугать окружающих. Эгоцентричный водитель любит, чтобы его замечали и восхищались им. Водитель-реалист при выборе своих действий обычно руководствуется требованиями сложившейся обстановки и при этом не стремится кого-то запугать или унизить. Он любит не только водить автомобиль, но и «копаться» в нем. Безусловно, водитель-реалист значительно безопаснее, чем эгоцентрик.

По второй шкале оценивается степень независимости водителя. Те, кто имеет высокую оценку по этой шкале, обычно более всего ценят свободу, которую дает им автомобиль. Они не чувствуют потребности точно соблюдать правила, в особенности скоростные режимы, при выборе решения больше ориентируются на свои собственные оценки, чем на внешние требования. Водители, обладающие меньшей степенью независимости, придают значительно большее значение правилам, даже если не понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через повиновение. Авторы считают, что независимый водитель, невосприимчивый к правилам, опасен, но, с другой стороны, он быстрее и лучше приобретает опыт вождения, чем зависимый.

По третьей шкале оценивается уровень напряжения при управлении автомобилем. Высокая степень напряжения характеризует водителей, уделяющих повышенное внимание тому, что происходит вокруг них, легко раздражающихся и быстро утомляющихся. Оптимальная степень напряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, менее чувствителен к опасности, полностью осознает свои возможности, но при этом не становится равнодушным и беспечным.

По мнению разработчиков шкалы оценок, опасность вождения резко повышается, если водитель агрессивен, не способен сочетать умение подчиняться правилам с реальной оценкой окружающей обстановки, если уровень его внимательности слишком высок или, наоборот, очень низок.

Исследования показывают, что агрессивные, нетерпеливые, импульсивные, сердитые и безответственные водители чаще попадают в ДТП, чем другие с таким же стажем водителя. Было выделено пять опасных психологических качеств человека, повышающих вероятность попадания в происшествие: 1 — негативизм, 2 — импульсивность, 3 — неуязвимость, 4 — склонность к риску, 5 — внешняя зависимость.

Негативист отвергает любую попытку управления им со стороны других и склонен игнорировать любые правила.

Импульсивный человек действует под влиянием сиюминутного желания, не думая о последствиях.

Неуязвимый человек считает, что ничего плохого именно с ним произойти не может, а происходит только с другими.

Для склонного к риску человека характерно постоянное стремление к самоутверждению в опасных ситуациях.

Зависимый человек считает, что его действия не могут изменить ход событий.

Согласно одной из психологических теорий, в каждом человеке есть три начала: ребенок, родитель и взрослый, и поведение человека, управляющего автомобилем, во многом зависит от того, какое из этих начал играет в данный момент ведущую роль. Если в водителе проснулся ребенок, то его действия становятся импульсивными, а сам он повышенно чувствителен к своей персоне и легко поддается плохому настроению. Например, боясь застрять под красным сигналом светофора, резко нажимает педаль «газа», проезжая на желтый, а нередко и на красный свет. Любой обгон рассматривает как личное оскорбление. В зависимости от настроения может быть очень вежлив и приветлив либо груб и зол на весь мир. Его легко рассердить, после чего он начинает вымещать свое раздражение на других участниках движения. Правила такой водитель соблюдает только из страха наказания или в благодушном расположении духа, при этом считая, что за хорошее поведение на дороге он должен получить заслуженную благодарность. Этот тип водителя склонен обвинять в своих бедах всех, кроме себя.

Водитель-родитель чтит закон и превыше всего ставит ПДД. Правила для него — настольная книга: он знает их наизусть. Читает все комментарии к ним. Больше всего не любит нечеткости и неопределенности в Правилах, поэтому пытается дать свое объяснение тем пунктам, в которых они отсутствуют. Очень требователен к соблюдению ПДД всеми окружающими. Любой промах переживает тяжело, в дальнейшем старается его больше никогда не повторить.

Водитель-взрослый хладнокровен и целеустремлен. Делает только то, что идет на пользу дела, что позволяет достичь цели с наименьшими затратами. При выборе своих действий исходит главным образом из требований окружающей обстановки. ПДД рассматривает не как самоцель, а как средство. Если считает возможным, спокойно нарушает их. Хорошо разбирается в неписаных правилах поведения, не сердится на ошибки других. Больше всего не любит бестолковщину, которая не позволяет прогнозировать дальнейший ход событий. С инспектором обычно не спорит, принимая наказание как должное. Излишне самоуверен, недооценивает опасность и переоценивает свои возможности. Это обычно и является причиной происшествий.

На дороге наиболее опасно, если в водителе доминирует детское начало. Возможно, наиболее безопасна родительская доминанта. Однако слишком пунктуальное соблюдение ПДД без учета того, что отдельные пункты Правил несовершенны, а на дороге другие участники движения тоже могут совершать ошибки, нередко приводит к ДТП. Взрослый находится где-то между ребенком и родителем и лучше каждого из них приспособлен к сложностям и неожиданностям реального движения. Наверно, наилучшим можно считать гармонический союз всех трех начал, когда родитель, кооперируясь со взрослым, удерживает ребенка от ненужных шалостей.

Попробуем разделить водителей на группы согласно тому, какие скрытые желания руководят ими при управлении автомобилем.

Независимые. Удовольствие от вождения связано для них главным образом с ощущением собственной независимости и самостоятельности. Управляя автомобилем, они хотят отвлечься от будничного однообразия и неприятностей, всевозможных запретов и ограничений.

Отчаянные. Для них свойственно наслаждаться движением в опасных и сложных условиях. Их цель — пережить на дороге острые ощущения. Испытывая границы дозволенного, они сознательно «играют с огнем» — вырабатывают у себя адреналин.

Спокойные. Стремятся к вождению без помех и особых осложнений. Им нравится управлять автомобилем в уравновешенном, даже несколько расслабленном состоянии.

Испытатели. Хотят полностью использовать мощность своего автомобиля, получая наибольшее удовольствие, нагоняя и оставляя позади другие автомобили.

Знатоки. Наибольшую радость им доставляет преодоление сложных ситуаций, требующих большого умения. Очень любят сравнивать себя с другими водителями по степени компетентности и наличию способностей к управлению автомобилем и утверждаться в осознании своих преимуществ. Могут быть склонны к конкуренции и соперничеству.

Мастера. Для них главным является умение ездить хладнокровно, со свежей головой, знанием дела и соблюдением ПДД, при этом не позволяя другим вовлекать себя в конфликтные ситуации. С точки зрения безопасности движения, эта группа самая гармоничная.

К какой из этих категорий вы можете себя причислить? Возможно, вы предложите другие, наиболее точно характеризующие вашу натуру.

Отношение водителя к управлению автомобилем определяет стиль вождения, а он, в свою очередь, задает характер конфликтных ситуаций, в которые попадают водители — «носители» этих отношений. Отличную почву для возникновения дорожных происшествий создают те, кто оценивает окружающую обстановку через призму своих эгоистических желаний и потребностей. Для них существует только один вопрос: мешают ли другие осуществлению моих желаний?

Вот типичная ситуация. Допустим, водитель из группы «отчаянных» на повышенной скорости нагоняет автомобиль, скорость которого несколько меньше. «Отчаянный» недоволен, ведь ему мешают двигаться с приятной для него скоростью и вынуждают ехать как все. Он не собирается подавлять быстро увеличивающиеся ростки своей озлобленности и начинает беспрестанно мигать фарами и сигналить. Теперь предположим, что впереди него водитель из группы «спокойных». Скоро надежда на то, что слишком активный водитель сзади угомонится, начинает улетучиваться и он потихоньку начинает «закипать», теряет последние остатки своего спокойствия и наконец резко тормозит. Что происходит вокруг дуэлянтов, уже перестает их интересовать. Главное — доказать, наказать, отомстить.

Многие люди, довольно спокойные и уравновешенные в обычной жизни, полностью теряют эти ценные качества на дороге. Самого незначительного повода достаточно для того, чтобы вызвать у них обиду, гнев, озлобленность. Причем эти опасные состояния большинство из них не контролирует. Конечно, высокие скорости и напряженность дорожного движения повышают общую нервозность, но это не главное. Человеком, в широком смысле этого слова, можно оставаться в любых ситуациях. Очевидно, главная причина — в стремлении обеспечить только свои преимущества и нежелание учитывать интересы и потребности других участников движения.

Разобраться в своем отношении к вождению и другим участникам движения не всегда просто, ведь оно обычно носит бессознательный характер. Понаблюдайте за собой при управлении автомобилем как бы со стороны: как вы поступаете в различных ситуациях, что чувствуете при этом. Например, «испытатели» нетерпеливы и плохо переносят вынужденное ожидание; «знатоки» пытаются подтвердить свое мастерство даже в условиях интенсивного движения, не замечая того, что «спокойные» при этом начинают нервничать; «отчаянные» ищут на дороге свободные участки, на которых они могут полностью использовать возможности автомобиля, и раздражаются, когда другие не понимают их намерений и не освобождают дорогу.

Понять самого себя, мотивы и причины своих поступков, эмоций и желаний очень важно. Ведь тогда вы сможете не только управлять автомобилем, но и собой. Осознавшему свое отношение к вождению станут понятны и опасности, которые с ним связаны. Например, если вы ощущаете чувство страха, смешанного с удовольствием от быстрой езды, это симптом того, что о безопасности вы забыли. Если вы начинаете чувствовать сильное раздражение по отношению к водителю автомобиля, движущегося впереди, — это симптом начала опасного конфликта. Не принуждайте его уйти с занимаемой полосы, а подождите удобного момента для обгона. Можно с уверенностью сказать, что способность рассматривать других участников в качестве партнеров, а не конкурентов или помех для движения, во многом связана с умением понимать себя и свое отношение к вождению.



« назад
Учитывайте психофизиологические особенности
далее »
Как избавиться от отрицательных эмоций
Copyright © 2009-2018. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.031 сек.