главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
» Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
Урок 13. Как улучшить водительские способности






Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках

Алкоголь — опасный враг водителя. Недаром говорят: вино надвое разведено, на веселье и на горе. Особенно это справедливо для тех, кто пытается сочетать его с вождением автомобиля. За преступное веселье им приходится расплачиваться самой дорогой ценой — жизнью людей.

Посмотрим, что показывает хладнокровный регистратор этих преступлений — статистика ДТП:

  • 20% ДТП, совершаемых по вине водителей, связаны с употреблением ими алкоголя;
  • 40% водителей, погибших в результате ДТП, находились в нетрезвом состоянии;
  • тяжесть последствий у водителей, находящихся в момент ДТП в нетрезвом состоянии, в 1,5 раза выше, чем у трезвых.

Обычно читающий эти цифры с трудом представляет стоящие за ними людские трагедии. А мысль о том, что он сам может оказаться в их ряду, вообще редко кому-либо приходит в голову. Однако эта печальная статистика получена благодаря именно тем, кто меньше всех задумывался о ее причинах.

Так почему же нетрезвые водители становятся убийцами, а пешеходы самоубийцами?

Водитель, выпивший 150 г водки, что приблизительно соответствует 0,5% содержания алкоголя в крови, увеличивает вероятность погибнуть более чем в 2,5 раза, а получить травму более чем в 2 раза. При уровне алкоголя в крови, равном 1,5%, вероятность погибнуть увеличивается в 16 раз.

Алкоголь — один из самых коварных врагов водителя, ибо делает его беззащитным перед лицом возможной опасности. Но основное коварство заключается в том, что нетрезвый человек не только не замечает этого, но даже, напротив, считает, что стал умнее, сильнее, хитрее, удачливее. В этом и кроется самая большая опасность.

На первый взгляд может показаться, что в основном следует остерегаться больших доз алкоголя, так как даже несведущему человеку видно, что сильно пьяный мало на что способен. Но ведь дело не только в способностях, но и в их самооценке. Пьяный человек склонен завышать свои способности и возможности.

Если водитель видит свои недостатки, то в его власти компенсировать их за счет других качеств. Например, человек, имеющий замедленную реакцию и знающий об этом, может компенсировать свой недостаток умением заранее предвидеть возможные опасности и не подвергать себя необходимости выполнения очень быстрых действий.

В начальной стадии алкогольного опьянения вероятность ошибки водителя возрастает именно за счет склонности к переоценке им своих возможностей и возможностей своего автомобиля. Склонность пьяного к необдуманному риску хорошо выражена в поговорке «пьяному море по колено». Действительно, находясь в таком состоянии, человек часто делает то, о чем трезвым и не помышлял бы. В качестве примера приводим один эксперимент.

Группе водителей с большим стажем управления автобусом предложили проехать между двумя деревянными брусками, установленными в виде ворот. Успешность выполнения задания оценивалась по тому, был или не был сбит при этом хотя бы один из брусков. Перед началом проезда в импровизированные ворота водителя просили установить такую минимальную ширину ворот, при которой он считает, что сможет успешно выполнить задание. Ширина автобуса была 2,4 м, и они устанавливали ширину ворот, равную 2,6–2,7 м. Задание чаще всего выполнялось успешно. Однако в легкой степени опьянения те же водители устанавливали ворота шириной от 1,5 до 2,3 м. Причина этих ошибок связана, во-первых, с появлением сильного желания рискнуть и, во-вторых, с ухудшением глазомерных оценок.

В данном случае последствия ошибок не угрожали жизни людей. Но это в эксперименте. А в жизни?

Известны случаи, когда нетрезвые водители пытались вклиниться между автомобилями, движущимися на дистанции не более 2 м, или проехать между автомобилями, движущимися во встречных направлениях по двухполосной дороге.

В начальной стадии опьянения человек обычно чувствует прилив сил, движения его становятся более быстрыми, пропадает усталость, кажется, что способен на все. При этом он обычно не замечает в себе ничего, что убеждало бы в обратном. Ведь самочувствие хорошее и настроение приподнятое. Но жертвой алкоголя на данном этапе становится не двигательная активность человека, а его способность к оценке и принятию решения. Эти очень важные для водителя функции поражаются первыми. На второй стадии опьянения значительно увеличивается процент ошибок, связанных с недооценкой опасности ситуации. Объясняется это тем, что алкоголь начинает отрицательно воздействовать на те качества водителя, которые необходимы для правильного и своевременного восприятия опасности. Резко ухудшаются острота зрения, способность видеть в темноте, объем внимания и т. д. Время, необходимое водителю для восстановления зрения после его ослепления светом фар встречного автомобиля, увеличивается в 2–4 раза и становится равным 14–30 с.

Представление водителя о скорости движения, чувство времени и понимание того, что происходит вокруг него, во многом определяются скоростью, с которой он воспринимает и перерабатывает информацию. Увеличить ее практически невозможно, а ухудшить с помощью алкоголя можно очень сильно. Даже незначительная доза алкоголя вызывает ее снижение почти в 2 раза. А это значит, что половина информации будет упущена.

Если сравнить качество вождения нетрезвого и трезвого водителей, то можно увидеть следующие наиболее распространенные ошибки: резкий поворот рулевого колеса, грубое переключение скоростей, частые и неожиданные изменения скорости движения, неравномерная работа педалью «газа», нарушения синхронности работы педалями «газа» и сцепления и множество других. И то, что они не привели к несчастью, всего лишь случайность, которой в другой раз может не быть.

Статистика показывает, что большинство водителей, выезжающих на дорогу в нетрезвом состоянии, не являются алкоголиками, а пьют от случая к случаю. И то, что они совершают это преступление, во многом объясняется их неправильными представлениями о влиянии алкоголя на организм человека. Например, некоторые считают алкоголь чуть ли не органической частью питания, а иногда и его заменой. Нередки случаи, когда водитель выпивает после езды под влиянием уговоров или представлений о том, что плотная еда устраняет вредное влияние алкоголя и даже улучшает пищеварение. Некоторые считают, что алкоголь укрепляет сердце. Среди людей, занятых физическим трудом, существует поверье о том, что пить необходимо, иначе они не смогут в течение длительного времени выполнять тяжелую физическую работу. Водители, работающие в условиях сильного холода, ссылаются на обогревающее и освежающее действие алкоголя. При этом они забывают о тех многочисленных случаях, когда водители замерзли именно из-за алкоголя. Ведь в таком состоянии кожа человека отдает значительно больше тепла, и ее охлаждение происходит быстрее.

Действительно, алкоголь позволяет временно повысить производительность тяжелого и не требующего сложных навыков труда. Это объясняется тем, что 1 г алкоголя, сжигаемого в организме, выделяет 7 калорий, что в какой-то период притупляет чувство усталости. Но ведь потом наступает резкий упадок сил.

К чему приводит переутомление. Утомление — это естественная реакция организма на длительное занятие каким-нибудь делом, требующим повышенного внимания. Человек начинает чувствовать усталость. Работать становится тяжелее, требуется все больше напряжения, эффективность труда снижается.

Физическая нагрузка при управлении автомобилем не очень велика. Утомление мышц водителя связано в основном с необходимостью постоянно удерживать тело в одном положении. Так как водитель ограничен в своих движениях, кровообращение у него после длительной работы ухудшается и, как следствие, снабжение тканей кислородом становится недостаточным. В первую очередь начинают уставать шея, левое плечо, суставы левой руки, поясница, ноги.

Наибольшая нагрузка при управлении автомобилем приходится на нервную систему водителя, ведь он должен быстро и правильно реагировать на изменения дорожной обстановки. Психологическая нагрузка может вызвать различной степени утомление — от легкой усталости до сильного переутомления.

Ощущение усталости в конце дня — явление естественное, если, конечно, оно не носит ярко выраженного характера, когда ничто, кроме сна, уже не имеет значения. У здорового человека усталость полностью исчезает во время отдыха, и утром он чувствует себя бодрым и работоспособным.

Иное дело переутомление. Оно сопровождается постоянным плохим самочувствием, быстрой утомляемостью даже при незначительном физическом и умственном напряжении, бессонницей. Такое состояние не только снижает надежность водителя, но и может нанести большой вред его здоровью.

Каким же образом утомление влияет на безопасность дорожного движения? Довольно часто в качестве причин происшествий называют невнимательность, неосторожность, рассеянность, недостаточное профессиональное мастерство. По существу все это может быть проявлением переутомления.

По данным исследований, утомленный водитель начинает недооценивать опасность различных объектов и событий на дороге, считая при этом, что ведет автомобиль даже лучше, чем обычно. На самом деле вначале он выполняет действия правильно, но несвоевременно, а затем и сами действия становятся неверными, появляются грубые ошибки. Водитель начинает реагировать на дорожную обстановку с опозданием, с меньшего расстояния замечать дорожные знаки, сигналы регулировщика или светофора, с трудом сохранять соответствующую скорость и траекторию движения автомобиля. Утомленный человек, несмотря на то что его мышцы готовы продолжать работу, не может мобилизовать свое внимание и контролировать движение автомобиля. Например, заметив дорожный знак, на котором изображена цифра 30, он не может осознать того, что это знак ограничения скорости, и будет продолжать движение в прежнем режиме.

Другой тип ошибок можно назвать обманом зрения. Уставший водитель начинает видеть на дороге несуществующие предметы. Обычно такие видения появляются на грани сна и бодрствования, когда человек пытается преодолеть сонливость. Ему начинают представляться какие-то препятствия, например, пешеход на дороге или выезжающий автомобиль, появление которых требует экстренной остановки. Эти иллюзии играют роль защитного механизма. Нервная система как бы пытается заставить водителя прекратить опасное для него движение.

Некоторые считают, что никогда не заснут за рулем и всегда смогут побороть сонливость. Статистика показывает обратное. Особенно опасен сон за рулем, наступивший неожиданно и длящийся несколько секунд. Часто водитель даже не осознает того, что его автомобиль некоторое время был неуправляемым.

Обычно утомление водителя связывают с длительным вождением. Вместе с тем есть много других причин, способствующих его появлению. Например, плохое освещение дороги в ночное время, неблагоприятные атмосферные условия, неудобная поза, шум и вибрация в кабине, недостаточный отдых перед работой, нетрезвое состояние, употребление некоторых лекарственных препаратов и т. д.

Все эти причины можно распределить по трем категориям. К первой относятся факторы, устранить которые водитель практически не в состоянии. Например, плохое освещение дороги или неудобная поза, зависящая от неудачной конструкции сиденья. Вторая категория включает факторы, частично — контролируемые водителем. Например, можно снизить шум и вибрацию автомобиля за счет регулировки двигателя или выбора более подходящего маршрута движения.

В последнюю группу входят причины, полностью зависящие от водителя. Например, обеспечить себе необходимое время отдыха перед работой, не употреблять спиртные напитки за рулем, избегать самостоятельного приема лекарств должен каждый водитель.

Основные причины, вызывающие усталость, известны многим, но, недооценивая их опасность, большинство не считает нужным с ними бороться. На результатах проведенных исследований постараемся показать ошибочность такой позиции.

Многочисленные исследования убедительно доказывают, что после 8 ч непрерывного вождения повышается вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия из-за утомления водителя. Причем после 10 ч вождения опасность ДТП резко возрастает. Также доказано, что многие водители начинают чувствовать усталость уже через 2–3 ч. Причина этого в том, что они плохо отдохнули. Время сна, необходимого для полного восстановления сил, должно быть не меньше 8 ч. Если человек не выспался, то даже сокращение рабочего времени не позволит компенсировать вредного влияния остаточного утомления.

Вождение ночью тоже вызывает утомление. Сложившийся в течение длительного времени ритм жизни человека способствует повышенной работоспособности днем и снижению ее ночью. Наиболее высока работоспособность с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч.

Ночью перед водителем встают сразу две задачи: управлять автомобилем и преодолевать естественную склонность ко сну. Особую опасность ночной рейс представляет для водителей в возрасте более 40–45 лет. Ночью водители этой возрастной группы совершают в 2 раза больше ДТП, чем днем. Связано это с тем, что с возрастом у человека ухудшаются психофизиологические функции, важные с точки зрения безопасности управления автомобилем. Начиная с определенного возраста, они уже не могут быть компенсированы даже большим водительским опытом.

Утомление может быть вызвано движением в постоянных, монотонных условиях. Относительная легкость управления автомобилем, однообразная дорога с малым количеством объектов на ней могут вызвать состояние торможения коры головного мозга водителя. В результате он может впасть в гипнотическое состояние, похожее на сильное переутомление. Находясь в таком состоянии, водители часто увеличивают скорость, заставляя себя напрячь внимание, хотят быстрее проехать маршрут. Такие действия только увеличивают опасность поездки.

Существует тип людей, для которых движение по монотонному маршруту в течение длительного времени представляет повышенную опасность. Психологи называют таких людей экстравертами. Они любят общество, легко выражают свои эмоции, любят поговорить и не переносят одиночества. Они всегда в поисках новых впечатлений и плохо выдерживают монотонную, однообразную обстановку, быстрее поддаются «дорожному гипнозу». Лучше, если такой водитель будет отправляться в дальнюю поездку не один, а с напарником.

Противоположный тип личности — интроверты. Они замкнуты, избегают смены обстановки, лучше чувствуют себя при отсутствии особых изменений в жизни. В длительных поездках они легче переносят монотонность движения.

Наиболее тяжелые происшествия совершаются водителями, выпившими спиртное для снятия чувства усталости. После непродолжительного подъема сил у них наступает еще более сильное утомление, с которым бороться уже невозможно.

Для водителя очень важно уметь вовремя обнаружить наступление утомления. Обычно, пока усталость не достигнет достаточно высокого уровня, ее недооценивают, в то время как управление автомобилем уже ухудшилось. Опрос водителей позволил выявить наиболее распространенные симптомы утомления, которые можно использовать в качестве индикаторов, позволяющих вовремя понять опасность своего состояния.

Что касается различных методов, используемых водителем для снятия чувства усталости, таких как употребление кофе, курение, слушание радио, то они лишь в некоторой степени временно снижают ощущение усталости, но снять само утомление не могут.

Самый лучший способ избежать переутомления — это работать в таком режиме, который соответствует индивидуальным особенностям организма, а также избегать влияния факторов, увеличивающих вероятность утомления.

Многое зависит от умения правильно отдыхать в процессе работы. Например, можно практиковать такую последовательность перерывов в вождении: после одного часа езды — 5 мин, после третьего и каждого последующего часа — 15 мин отдыха.



« назад
О пользе ремней безопасности
далее »
Урок 13. Как улучшить водительские способности
Copyright © 2009-2017. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.019 сек.