главная обратная связь ссылки карта сайта
Урок 1. О мастерстве
Урок 2. Первичные навыки водителя
Урок 3. Простейшие маневры
Урок 4. Повторение и тренировка
Урок 5. Безопасное движение в типичных дорожно-транспортных ситуациях
Урок 6. Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
Урок 7. Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
Урок 8. Формирование водительского мастерства
Урок 9. Вождение в сложных условиях
Урок 10. Как управлять автомобилем в критической ситуации
Урок 11. Первые шаги к самопознанию
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
» Урок 13. Как улучшить водительские способности






Урок 13. Как улучшить водительские способности

Тренировка наблюдательности и памяти

Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделите особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность и т. д.


Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.


Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т. д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения.


Упражнение 4. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т. д.


Упражнение 5. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать его.


Упражнение 6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.


Тренировка глазомера

Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам движется пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.


Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди вас находится неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. Проделайте то же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.


Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.


Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.


Как восстановить нормальное эмоциональное и физическое состояние?

Упражнение 1 (помогает снять чрезмерное нервно-психическое напряжение и расслабить напряженные мышцы). Попробуйте дышать «по кругу». Удлиненный вдох идет как бы по левой стороне тела (от большого пальца левой ноги вверх как бы по костям ноги и до головы), а продолжительный выдох — по правой стороне тела, начиная с головы, вниз по правой ноге до большого пальца правой ноги. При стрессовых ситуациях человек обычно дышит часто и поверхностно, при этом ритм дыхания не согласуется с работой сердца. Поэтому в таких состояниях, прежде чем приступить к дыханию «по кругу», следует несколько раз выполнить следующее задание (в течение 1–3 минут): удобно сидя, прощупать пульс и запомнить его ритм. Затем попробовать дышать так: вдох на 4 удара пульса, выдох также на 4 удара, после выдоха не дышать, пока приятно. Это подготовительное упражнение во всех случаях, если осваивается постепенно и без напряжения, согласует процессы дыхания и работы сердца.

Дыхание «по кругу» выполняется следующим образом. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей. Дышите с закрытым ртом через обе ноздри. Образно представляете, что вдох и выдох делаете как бы через точку между бровями. Затем подышите, мысленно произнеся счет на 1, 2, 3, 4 — вдох и на 1, 2, 3, 4 — выдох. При этом образно представляете, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка.

А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно, как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей, и выдохните, как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев ног правой ноги. Так дышите 6–10 раз. Затем обратите внимание на выдох. Вы почувствуете, что во время выдоха дополнительно расслабляются мышцы рук, шеи, туловища и ног. После определенного навыка у вас во время выдоха появится приятное ощущение теплоты, которая как бы волной течет по рукам, а затем по ногам. Во время удлиненного выдоха мысленно произносите: «теплеют руки, теплеют ноги».


Упражнение 2. Как преобразовать энергию отрицательных эмоций? Расслабьте мышцы, слегка зажмурьтесь, приведите себя в состояние истомы, сосредоточьте мысль на нежелательной эмоции.

  1. Во время вдоха мысленно повторяйте: «Я сознательно осваиваю силу этой эмоции».
  2. Во время задержки дыхания повторяйте: «Сила этой эмоции подчинена мне» и одновременно 3 раза выпячивайте и втягивайте живот.
  3. Во время выдоха (через рот, узкой струей) нужно мысленно 2–3 раза произнести: «Я могу управлять моими эмоциями». Упражнение повторяйте несколько раз подряд дважды-трижды в течение дня.

Стоя с раздвинутыми ногами, сделайте гармонично полный вдох, медленно поднимая руки вверх. Оставаясь в этом положении, не дышите 3–4 с (пальцы рук сжаты в кулаки). Затем быстро наклонитесь вперед (ноги прямые) и опустите руки вниз, расслабляя их мышцы. Выдохните резко и глубоко, произнеся «ха». Выпрямитесь, делая вдох и поднимая руки вверх. Выдохните через нос, опуская руки. Повторите 3–4 раза. Эффективность этого упражнения можно объяснить тем, что между эмоциями и процессами внешнего дыхания имеется рефлекторная взаимосвязь. В этом упражнении при медленном гармонично полном вдохе раскрываются все альвеолы легких и сигналы из легких направляются в мозг, что расценивается как охранительное возбуждение, а словесная формула при вдохе играет роль психодинамического раздражителя, направленного на сознание силы нежелательной эмоции, которую следует преобразовать в положительную энергию и таким образом нейтрализовать. Какое значение имеет втягивание и выпячивание живота? При этих движениях диафрагма массирует солнечное сплетение, что производит успокаивающее действие и улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца. На этом фоне произносимая фраза укрепляет волю и уверенность в успехе. Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс воздействия на организм основан не на принципе борьбы с отрицательной эмоцией и угнетения (изгнание) ее, а на принципе трансформации отрицательной эмоции в положительную. Эффективность этого принципа основана на использовании силы той страсти, которая уже овладела человеком и которую нельзя погасить вопреки природе человека, как нельзя увлечь лодку против бурного потока.

85% происшествий возникает из-за того, что водитель вовремя не заметил появившуюся опасность. Очень часто причиной этого являются недостатки, связанные со зрением, вниманием, памятью, глазомером.

Упражнения для тренировки зрения

Известно, что длительная концентрация внимания на близко расположенных предметах способствует ухудшению остроты зрения. Поэтому старайтесь чаще переводить взгляд на отдаленные предметы. Смотрите вверх, вниз, в стороны, <рисуйте> взглядом различные предметы на столе, небосводе и т. д. Представление светящихся предметов и темноты улучшает световую чувствительность глаз. Однако это упражнение противопоказано при глаукоме. Для тренировки тонуса глазных мышц можно практиковать представление больших и маленьких предметов.

Тренировка концентрации внимания

Сядьте напротив зеркала. Сидите прямо, без напряжения. Дышите равномерно. Смотрите в зеркало на точку между вашими бровями. Смотрите только на нее, не мигая и не напрягая мышцы лица. Всякую возникающую мысль отгоняйте, а внимание опять возвращайте к точке. Если у вас появляется желание мигать, отдохните, направив взгляд вдаль. Чем дольше вам удается удержать внимание на точке, тем лучше.

Освоив это упражнение, усложните его. После долгой сосредоточенности на точке вы заметите, что изображение лица в зеркале начнет <расплываться>. Закройте глаза и мысленно воспроизведите различные дорожные ситуации и ваши действия по управлению автомобилем в них. Представьте себя сидящим за рулем и как можно отчетливее всю последовательность своих действий и изменений обстановки в связи с ними.

Таким образом, вы улучшаете не только качество внимания, но и формируете навыки. Причем это могут быть как самые простые навыки, такие как троганье с места, разгон и т. д. и сложные, такие как действия в критических ситуациях, например, при заносе автомобиля. Другой вариант первого упражнения. Поставьте на свою ладонь палку вертикально и, уравновешивая ее, сосредоточенно смотрите на ее верхний конец. Это упражнение особенно полезно для рассеянных.

Тренировка наблюдательности и памяти

Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделите особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность и т. д.


Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.


Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т. д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения.


Упражнение 4. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т. д.

Упражнение 5. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать его.


Упражнение 6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.

Тренировка глазомера

Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам движется пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.


Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди вас находится неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. Проделайте то же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.


Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.


Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.

Как восстановить нормальное эмоциональное и физическое состояние?

Предлагаем несколько упражнений.

Упражнение 1 (помогает снять чрезмерное нервно-психическое напряжение и расслабить напряженные мышцы). Попробуйте дышать <по кругу>. Удлиненный вдох идет как бы по левой стороне тела (от большого пальца левой ноги вверх как бы по костям ноги и до головы), а продолжительный выдох - по правой стороне тела, начиная с головы, вниз по правой ноге до большого пальца правой ноги. При стрессовых ситуациях человек обычно дышит часто и поверхностно, при этом ритм дыхания не согласуется с работой сердца. Поэтому в таких состояниях, прежде чем приступить к дыханию <по кругу>, следует несколько раз выполнить следующее задание (в течение 1-3 минут): удобно сидя, прощупать пульс и запомнить его ритм. Затем попробовать дышать так: вдох на 4 удара пульса, выдох также на 4 удара, после выдоха не дышать, пока приятно. Это подготовительное упражнение во всех случаях, если осваивается постепенно и без напряжения, согласует процессы дыхания и работы сердца.
Дыхание <по кругу> выполняется следующим образом. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей. Дышите с закрытым ртом через обе ноздри. Образно представляете, что вдох и выдох делаете как бы через точку между бровями. Затем подышите, мысленно произнеся счет на 1, 2, 3, 4 - вдох и на 1, 2, 3, 4 - выдох. При этом образно представляете, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка.

А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно, как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей, и выдохните, как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев ног правой ноги. Так дышите 6-10 раз. Затем обратите внимание на выдох. Вы почувствуете, что во время выдоха дополнительно расслабляются мышцы рук, шеи, туловища и ног. После определенного навыка у вас во время выдоха появится приятное ощущение теплоты, которая как бы волной течет по рукам, а затем по ногам. Во время удлиненного выдоха мысленно произносите: <теплеют руки, теплеют ноги>.

Упражнение 2. Как преобразовать энергию отрицательных эмоций? Расслабьте мышцы, слегка зажмурьтесь, приведите себя в состояние истомы, сосредоточьте мысль на нежелательной эмоции.

  1. Во время вдоха мысленно повторяйте: <Я сознательно осваиваю силу этой эмоции>.
  2. Во время задержки дыхания повторяйте: <Сила этой эмоции подчинена мне> и одновременно 3 раза выпячивайте и втягивайте живот.
  3. Во время выдоха (через рот, узкой струей) нужно мысленно 2-3 раза произнести: <Я могу управлять моими эмоциями>. Упражнение повторяйте несколько раз подряд дважды-трижды в течение дня.

Стоя с раздвинутыми ногами, сделайте гармонично полный вдох, медленно поднимая руки вверх. Оставаясь в этом положении, не дышите 3-4 с (пальцы рук сжаты в кулаки). Затем быстро наклонитесь вперед (ноги прямые) и опустите руки вниз, расслабляя их мышцы. Выдохните резко и глубоко, произнеся <ха>. Выпрямитесь, делая вдох и поднимая руки вверх. Выдохните через нос, опуская руки. Повторите 3-4 раза. Эффективность этого упражнения можно объяснить тем, что между эмоциями и процессами внешнего дыхания имеется рефлекторная взаимосвязь. В этом упражнении при медленном гармонично полном вдохе раскрываются все альвеолы легких и сигналы из легких направляются в мозг, что расценивается как охранительное возбуждение, а словесная формула при вдохе играет роль психодинамического раздражителя, направленного на сознание силы нежелательной эмоции, которую следует преобразовать в положительную энергию и таким образом нейтрализовать. Какое значение имеет втягивание и выпячивание живота? При этих движениях диафрагма массирует солнечное сплетение, что производит успокаивающее действие и улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца. На этом фоне произносимая фраза укрепляет волю и уверенность в успехе. Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс воздействия на организм основан не на принципе борьбы с отрицательной эмоцией и угнетения (изгнание) ее, а на принципе трансформации отрицательной эмоции в положительную. Эффективность этого принципа основана на использовании силы той страсти, которая уже овладела человеком и которую нельзя погасить вопреки природе человека, как нельзя увлечь лодку против бурного потока.

Качества вашего характера

Человек управляет автомобилем так же, как он живет. Многие черты вашего характера будут проявляться за рулем даже больше, чем в обычной жизни. Поэтому постарайтесь нейтрализовать те, что понижают вашу надежность за рулем, и полнее использовать те, что повышают ее.

Как избавиться от нежелательных черт характера?

Нежелательными для водителя качествами являются следующие: импульсивность, агрессивность, нерешительность, чрезмерная склонность к риску, неуважение и недостаточная чувствительность к людям, недисциплинированность, конфликтность, чрезмерная самоуверенность.

Избавиться от этих не лучших (и не только на дороге) качеств характера вы можете с помощью самовнушения. Прежде всего надо понять, что данное качество мешает вам жить, что именно из-за него у вас возникают неприятности и сильно захотеть избавиться от него. Вы должны твердо верить, что сделать это в ваших силах. Наш характер в большей степени состоит из привычек, связанных с подсознанием. Для того чтобы избавиться от нежелательной черты характера, надо избавиться от определенных привычек (например, делать или говорить что-то не думая, конфликтовать по любому поводу, не обращать внимание на мнение других и т. д.) и сформировать новые, противоположные этим. Лучший способ сформировать новые привычки - это представить свой новый образ действия в различных ситуациях и удерживать этот образ в уме определенное время. Старайтесь представлять себя наделенным желаемым качеством как можно чаще и в самых различных ситуациях. Мысли выражаются в действиях, и поэтому вы вскоре увидите, что ваши поступки будут соответствовать вашим мыслям. Однако работа по выработке новых черт характера требует большого самоконтроля, собранности и сдержанности.



« назад
Урок 12. Ваша работоспособность - в ваших руках
 
Copyright © 2009-2017. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
Время создания страницы: 0.003 сек.